МАРИЯ ШВАРНОВНА - Страница 7

В 1646–1654 гг. священник Иоанн Милютин в Троице-Сергиевом монастыре составил новую редакцию Четьих Миней (Исторический музей). Под 19 марта в ней было помещено сказание «О благодарном терпении великия княгини Марии Всеволожи и о монастыри ея». Мария Шварновна также упоминалась в «Листе за гробом благоверного великаго князя Всеволода Георгиевича», который находился во владимирском Успенском соборе (Российская государственная библиотека). Его текст, как установил А.В. Сиренов, был составлен в Москве в окружении патриарха Иосифа, вероятно, книжниками Печатного двора незадолго до перенесения мощей князя Георгия Всеволодовича, которое состоялось 22 января 1645 г. Во второй половине XVII – XVIII вв. этот текст неоднократно копировался. Тексты этих надгробных листов были включены в состав списка 1670 г. «Степенной книги» старшего извода Пространной редакции (Российская государственная библиотека), которая в конце XVII в. входила в состав рукописной библиотеки Успенского собора во Владимире. Однако в середине XVII в. процесс общерусской канонизации Марии Шварновны так и не начался. По мнению А.В. Сиренова, не исключено, что «участие патриарха Иосифа в почитании владимирских святынь продолжалось бы и далее, если бы не его кончина в 1652 г.». Исследователи отмечают, что Мария Шварновна в отличие от большинства своих родственников и потомков не была похоронена во владимирском Успенском соборе, внимание к которому в XVII в. со стороны московских светских и церковных властей было постоянным. Поэтому почитание великой княгини носило, прежде всего, местный характер. Исследователи отмечают, что уже в середине XVII в. всё тот же Сергий (Шелонин) не включил рассказ о Марии Шварновне в свою «Повесть о страдании» святого благоверного великого князя Георгия Всеволодовича, которая известна исследователям в составе его авторского сборника. Эта рукопись сохранилась в библиотеке Псковской Никандровой пустыни (Псковский историко-архитектурный музей). Несмотря на то, что в XVII в. ещё существовали предпосылки для устойчивого развития почитания Марии Шварновны за пределами Владимира, в середине 1650 гг. имя Марии Шварновны также не было включено в так называемый Месяцеслов троицкого келаря Симона (Азарьина; Российская государственная библиотека), а в конце XVII – XVIII вв. – в «Описание о российских святых» (известно исследователям в списках XVIII–XIX вв.). В XVIII – начале XX вв. почитание Марии Шварновны отмечается в старообрядческой среде. В «Алфавите российских чудотворцев» Ионы (Керженского) Мария Шварновна записана под 19 марта (Ярославский исторический и художественный музей-заповедник, 1807–1811 гг.). В конце XIX в. во Владимире Мария Шварновна по-прежнему считалась местночтимой святой. В 1923 г. владимирский Княгинин женский монастырь был закрыт, и богослужение в нём прервано. Канонизация Марии Шварновны подтверждена включением ее имени в Собор Владимирских святых, празднование которому установлено в 1982 г. по инициативе архиепископа Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова). 22 марта 1993 г. после передачи церковным властям владимирского Княгинина женского монастыря в нём было возобновлено почитание Марий Шварновны.

 



 
PR-CY.ru