МАКАРИЕВ ЖАБЫНСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 5

О планировке построек бывшей обители свидетельствует копия (конец 1770 гг.) с чертежа 1736 г. землемерного плана, который был сделан белёвским служителем А. Остаповым «на глаз», по природным ориентирам. Согласно плану, в прямоугольнике ограды в центре стояла Введенская церковь, к северу и югу – кельи. За территорией пустыни, к востоку, вплотную к ней пристроен монастырский двор с деревянными хозяйственными зданиями, к югу от него возведён «попов» двор. С северной стороны устроен монастырский огород. За оградой проходила Большая Калужская дорога из Белёва в Лихвин, недалеко от которой стояла деревянная надкладезная Никольская церковь. К югу от дороги располагались постоялые дворы. Согласно ведомостям 1739–1741 гг. (Российский государственный архив древних актов), в Макариевом Жабынском монастыре, окружённом деревянной оградой, стояли каменный Введенский храм (1708 г.), две деревянные церкви, настоятельская и пять братских келий, ледник, «магазеин», поварня, ограда. В обители проживали иеромонах, пономарь, псаломщик, «конорхист», два «хлебных» монаха, два белых священника, диакон, четыре трудника, которым «денежного и хлебного жалования» не выдавалось; жили они «в обществе от мирского подаяния, ибо за тою пустынею крестьян и протчих людей нет, а токмо имеетца земли 10 четвертей, которою владеют объявленные белые попы и дьякон». В описании 1755 г. упомянуты каменный Введенский храм и деревянная ветхая Введенская церковь, не имевшая утвари. 19 апреля 1763 г. белёвский архимандрит Иустин сообщал Сарскому и Подонскому архиепископу Амвросию (Зертис-Каменскому), что постройки пустыни «все пришли в крайнюю ветхость», и «священнослужение церкви исправляется с крайней опасностию». Архимандрит Иустин писал, что московский купец И. Фёдоров намеревается вместо ветхих церквей построить каменный храм в честь Вознесения Господня с Введенским и Знаменским приделами, и просил архиерейского благословения (архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) одобрил это начинание, но к строительству так и не приступили). В 1764 г. Макариев Жабынский монастырь был упразднён. В каменном Введенском храме, ставшем приходским, служили священник, диакон, дьячок и пономарь, а деревянную Введенскую церковь перевезли в село Петровское Одоевского уезда Тульской губернии. В 1765 г. монастырские постройки предполагалось передать в ведение Воронежского пехотного полка. В 1776 г. Макариев Жабынский монастырь был возобновлён как внештатная пустынь, в неё из сгоревшего Шаровкина Успенского монастыря Калужской губернии перевели семь насельников со строителем иеромонахом Исаакием (Акимовым; ум. в 1790 г.). Братия обнаружила пустынь разорённой, в обветшавшем Введенском соборе отсутствовал антиминс. После ремонтных работ 1 ноября 1780 г. Ростовский и Ярославский архиепископ Самуил (Миславский) освятил новый антиминс. Решением Синода к «приходу» возобновлённой пустыни были приписаны земли с вотчинными крестьянами отставного поручика кавалергардского полка барона Петра Ивановича Черкасова, проживавшего в имении Волотьково. В монастырь «для исправления мирских треб» был направлен священник Михаил Григорьев с причтом, которому Синод отводил часть земель П.И. Черкасова. В 1777–1778 гг. происходило межевание церковной земли, осложнившееся тяжбами между строителем Исаакием и приходскими служителями.

 



 
PR-CY.ru