МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ - Страница 8

Почитание Михаила Ярославича началось уже вскоре после его мученической кончины. Подтверждением его раннего почитания исследователи называют то, что первоначально князь на миниатюре рукописи «Хроники Георгия Амартола» (конец XIII – первая половина XIV вв.) был изображён с нимбом. Древнейшая из сохранившихся Пространная нелетописная редакция «Жития Михаила Ярославича» наиболее полно отразила первоначальный вариант – нелетописное Житие, которое затем попало в «Свод Арсения Тверского» 1409 г. и впоследствии включалось в сборники и более поздние летописи. Пространная редакция была написана духовником Михаила Ярославича игуменом тверского Отроча монастыря Александром. Идея жертвы «за други своя», проводимая его автором, объединяет оба аспекта подвига Михаила Ярославича: мученичество в христианском понимании и жертву во имя спасения сограждан. Как показано В.А. Кучкиным, Житие было составлено в конце 1319 – начале 1320 гг., скорее всего, оно читалось уже в тверском великокняжеском своде 1327 г. Довольно ранний вариант его частично отразился в «Никоновской летописи», Житие включал «Свод Арсения Тверского» 1409 г.; этот вариант, подвергшись редактуре, отразился в «Софийской Первой летописи» старшего извода. В сокращённом виде памятник сохранился в составе «Рогожского летописца» и близких к нему сводов (см. Летописание). В разного рода переработках повествование исследователи встречают во многих летописях XV–XVI вв. Около середины XVI в. Житие вошло в Великие Минеи Четьи Макария, а затем в значительной стилистической и идеологической обработке было включено в «Книгу степенную» царского родословия (конец 1550 – начало 1560 гг.). Всего исследователи насчитывают четыре нелетописные редакции Жития и восемь летописных. Две редакции Жития были оформлены в конце 1650 гг. Проложное Житие впервые напечатано под 22 ноября в «Прологе» московской печати 1661 г., для которого было создано на основе «Степенной книги». В XVIII в. архимандрит Макарий (Петрович) написал «Житие и страдание святого благоверного князя Михаила Ярославича, Тверскаго чудотворца, сочиненное в Твери в 1765 г.». (М., 1798 г.). Общерусское почитание святого утверждено в 1549 г. на втором Макариевском Соборе в Москве. Согласно исследованию В.А. Кучкина, Служба Михаилу Ярославичу (стихиры и первый канон) была создана в Твери в XIV–XV вв.; второй канон, как полагают исследователи, был составлен в XVI в. в связи с канонизацией святого. Исследование Натальи Семёновны Серёгиной подтверждает раннюю датировку Службы (под 22 ноября её текст впервые напечатан в Трефологионе 1637 г., затем – в Минее служебной московской печати 1610 г. и др.).

 



 
PR-CY.ru