МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ - Страница 37

О почитании великим князем Михаилом Александровичем своего небесного покровителя свидетельствует его финансовая и организационная помощь в изготовлении новой раки для мощей Михаила Ярославича (мощи были переложены в раку, установленную между южными столбами Спасо-Преображенского собора, 23 июня 1902 г.). Серебряная рака с бронзовой сенью на четырёх колоннах серо-зелёного мрамора, спроектированная князем Михаилом Сергеевичем Путятиным в византийском стиле, по образцу саркофага Ярослава Мудрого, имела крышку с образом князя. Михаил Ярославич представлен на произведениях, принадлежавших великому князю Михаилу Александровичу – например, на образке, поднесённом «августейшему шефу» офицерами пятой гвардейской конной батареи 23 октября 1903 г. (частное собрание за рубежом). Исследователи полагают, что для великого князя Михаила Александровича предназначался и серебряный складень 1880 гг. со сценой убиения Михаила Ярославича в Орде и образами мучеников и архангелов на створках (собрание В.М. Федотова). В качестве святого покровителя великого князя и престолонаследника князь изображён Михаилом Васильевичем Нестеровым на северном алтарном пилоне церкви Александра Невского в Абастумани (Грузия) – резиденции скончавшегося в 1899 г. наследника престола великого князя Георгия Александровича (росписи 1899–1904 гг.; эскизы – Русский музей; Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии). Образ Михаила Ярославича с непокрытой головой, в шубе, держащего меч в обеих руках, находится на южной грани северного подкупольного пилона, напротив фигуры Николая Чудотворца – тезоименитого святого царствующего императора. Как и в композиции работы В.М. Васнецова, в произведении отражено желание художника соединить историческую достоверность изображения с осмыслением духовной жизни персонажа. Ещё одним крупным произведением с образами династических святых, среди которых был и небесный покровитель великого князя Михаила Александровича, стал иконостас собора Феодоровской иконы Божьей Матери в Санкт-Петербурге, построенного в память 300-летия рода Романовых. В его местном ряду находились парные иконы, написанные М.И. Дикарёвым и его сыном и украшенные окладами в мастерской «Товарищества Порфирия Ивановича Оловянишникова и сыновей», – образ Николая Чудотворца и царицы мученицы Александры (святых императорской четы) и образ Алексия, митрополита Московского (небесного покровителя цесаревича), вместе с Михаилом Ярославичем (Государственный музей истории религии). Исследователи отмечают, что это изображение князя (в шубе, шапке, с крестом и мечом), выдержанное в стиле иконописи XVI в., довольно точно соответствует предписаниям иконописных подлинников. Другие произведения, так или иначе связанные с именем великого князя Михаила Александровича, демонстрируют разные варианты иконографии Михаила Ярославича. Образ Михаила Ярославича широко представлен в современном церковном искусстве. Его изображения отличаются разнообразием, т.к. ориентируются на разновременные и отличающиеся по стилю произведения. В мае 2008 г. на Советской (бывшей Почтовой) площади Твери установлен конный памятник князю (скульптор Андрей Николаевич Ковальчук).



 
PR-CY.ru