МЕЛЬКИТСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 2

Контакты Антиохии и Рима в Средневековье и раннее Новое время (до 1724 г.). Арабские завоевания второй трети VII в. и последовавший за ними упадок средиземноморской торговли привели к изоляции православных Ближнего Востока (мелькитов) от христианского Запада. В Антиохийской православной церкви продолжали поминать на ектениях Римских пап, но, поскольку их имён никто не знал, в течение трёх веков повторяли имя последнего из пап, известного на Востоке, – Агафона (в арабских источниках Агапий), современника шестого Вселенского собора. Представители Антиохии по настоянию византийских властей участвовали в Константинопольских Соборах, рассматривавших дело патриарха Фотия I, который сыграл заметную роль в расхождении Восточной и Западной церквей (860–870 гг.). Однако эта проблематика была далека от интересов сирийских христиан и не сохранилась в их исторической памяти. Активизация торговли и паломничества в Средиземноморье в X в., а также включение Антиохии в состав Византийской империи (969–1084 гг.) способствовали частичному восстановлению контактов ближневосточных христиан с Западом. Раскол между церквами Рима и Константинополя, который произошёл в 1054 г., вызвал довольно сдержанную реакцию Антиохийского патриарха Петра III. Признавая догматические и обрядовые уклонения латинян от практики восточных церквей, патриарх Пётр III, тем не менее, предлагал терпимо отнестись к этому. Самое тесное соприкосновение сирийских христиан с латинянами произошло во время Крестовых походов. Антиохия в 1098 г. оказалась под властью одного из вождей крестоносцев, Боэмунда Тарентского, крайне враждебно относившегося к Византии. Боэмунд Тарентский воспринимал православного Антиохийского патриарха Иоанна V(IV) Оксита как агента византийского влияния. В городах Антиохийского княжества стала создаваться параллельная латинская церковная иерархия, а в 1100 г. патриарх Иоанн был вынужден покинуть Антиохию. Вместе со своими епископами он уехал в Византию, положив начало линии православных Антиохийских патриархов в изгнании. Значительная часть православных храмов во владениях крестоносцев была занята латинянами. Православный клир и монашество Северной Сирии подчинялись латинским Антиохийским патриархам, которые распределяли приходы и земельные держания. При этом мелькиты сохраняли в неприкосновенности свои традиции богослужения. В горах Северного Ливана сохранилось несколько так называемых сдвоенных церквей XII–XIII вв. с двумя или тремя алтарями, где, как считается, поочерёдно служили западные и восточные христиане. Сосуществование викарных православных епископов с католическими иерархами, многократно отмеченное в пределах Иерусалимского патриархата, на антиохийских землях исследователям практически не известно. Священнические хиротонии у мелькитов проводили предположительно православные епископы, пребывавшие на мусульманских землях или в Киликийской Армении. Византийские императоры на протяжении XII в. периодически пытались вернуть Антиохию под свой контроль и восстановить там православный патриарший престол.

 



 
PR-CY.ru