МЕЛЬКИТСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 7

По утверждению ряда католических миссионеров второй половины XVII в., Антиохийский патриарх Афанасий II Даббас созвал в Дамаске в 1617 или 1618 г. Собор, на котором признал Флорентийскую унию, и отправил в Рим посольство с просьбой о вступлении в церковное общение с Папским престолом. Ватиканские архивы не подтверждают эти факты; более того, исследователям известно о конфликте патриарха Афанасия Даббаса с патриархом Маронитской католической церкви Юханной IX Махлуфом из-за его попыток ввести григорианский календарь у маронитов Дамаска. Сообщения миссионеров часто отличались неоправданным оптимизмом и преувеличивали реальные успехи католичества. Антиохийский патриарх Игнатий III Атыйя, тяжело переживавший свою причастность к убийству патриарха Кирилла IV Даббаса, в 1631 г. обратился в Рим с просьбой об отпущении грехов и о присылке милостыни Антиохийской православной церкви. В Риме воспринимали подобные просьбы как готовность к принятию унии, однако патриарх апеллировал ко всем возможным покровителям и одновременно испрашивал денежную помощь у московского царя. Халебский митрополит Мелетий Карма (в 1634–1635 гг. – патриарх с именем Евфимий II) с 1617 г. поддерживал контакты с западными миссионерами. Он приветствовал открытие миссионерской школы в Халебе (1627 г.) и пытался договориться с Папским престолом об издании в Риме арабской богослужебной литературы. В ходе этих многолетних переговоров, которые так и закончились безрезультатно, Мелетий Карма неоднократно делал заявления о желательности церковного единения и готовности к принятию унии. В католической литературе встречаются утверждения, что Мелетий Карма был отравлен антилатински настроенными представителями дамасского клира. В то же время вся его деятельность была направлена на приобщение мелькитов к византийской культурной традиции, а от Рима он хотел получить лишь техническую помощь в реализации этого проекта. В Риме же считали тексты, подготовленные к печати Мелетием Кармой, полными еретических искажений и в целом желали самостоятельно определять книгоиздательскую политику, ориентированную на народы Леванта. Патриарх Макарий III аз-Заим (1647–1672 гг.), в прошлом также митрополит Халеба, имел давние связи с латинскими миссионерами и при их содействии неоднократно обращался к Римскому папе Александру VII (1655–1667 гг.) и французскому королю Людовику XIV (1643–1715 гг.) с изъявлениями дружбы и просьбами о политическом покровительстве и денежной помощи. Наиболее активной эта переписка была в начале 1660 гг. В частности, в декабре 1663 г. через викария кармелитской конгрегации в Халебе Макарий III аз-Заим отослал в Рим письмо с просьбой к Римской «Матери-Церкви» о помощи Антиохийскому престолу в издании арабских книг. К этому посланию прилагалось католическое исповедание веры, подписанное Макарием III. Переписка патриарха с Римом держалась в секрете, её содержание было введено в научный оборот в полном объёме только в конце XX в. Однако контакты с католическим миром были лишь одним из направлений внешнеполитической активности патриарха. Значительно более тесные отношения он поддерживал с царём Алексеем Михайловичем и Московскими патриархами, имел широкие связи с православным миром Балкан и в целом оставался в лоне православной традиции.

 



 
PR-CY.ru