МЕЛЬКИТСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 5

С XIV–XV вв. действовали миссии францисканцев в Иерусалиме и Бейруте, позже сложилась колония европейских купцов в Халебе, однако в источниках нет свидетельств их взаимодействия с сирийскими мелькитами. Католическое присутствие в регионе значительно возросло в правление папы Римского Григория XIII (1572–1585 гг.), когда Папский престол попытался свои потери от Реформации возместить успехами унии в восточно-христианском мире. В Риме были открыты учебные заведения, ориентированные на подготовку католического клира из представителей народов христианского Востока. Миссия иезуита Джованни Баттиста Элиано, работавшая в 1580–1582 гг. с ливанскими маронитами, вступила в контакт и с православной иерархией. Антиохийская православная церковь в тот период была расколота противостоянием патриархов Михаила VI и Иоакима V Дау. Джованни Баттиста Элиано встречался с обоими патриархами-соперниками. Иоаким V Дау был предельно любезен, но от обязательств, касающихся унии, упорно уклонялся. Михаил VI, напротив, выразил готовность к контактам с Римом. Оценив перспективы диалога с антиохийскими мелькитами, папская курия направила в Сирию ещё одну иезуитскую миссию, во главе с Леонардом Абелем (1583–1586 гг.). В марте 1584 г. Леонард Абель встретился с Иоакимом V Дау в деревне под Эз-Забадани, где патриарх скрывался от вымогательств османских властей. Папский легат предложил Иоакиму V Дау присоединиться к Флорентийской унии и принять григорианский календарь, незадолго до того введённый в Римско-католической церкви. Желая выиграть время, патриарх ответил, что ему ничего не известно о Ферраро-Флорентийском соборе, а для принятия унии необходимы консультации с остальными православными патриархами и мелькитской общиной. Иоаким V Дау договорился с Леонардом Абелем о следующей встрече, однако вскоре отбыл в страны Восточной Европы для сбора милостыни на нужды своего престола. Потерпев неудачу в переговорах с Иоакимом V Дау, папский посланник в 1585 г. обратился к Михаилу VI, уже проигравшему борьбу за патриаршество и проживавшему в Халебе как частное лицо. Обиженный на православных патриархов, не поддержавших его в борьбе с Иоакимом V Дау, Михаил VI изъявил готовность согласиться с латинскими догматами и признать главенство папы и подписал соответствующие грамоты. Однако в Риме никак не отреагировали на эти документы, видимо, понимая, что Михаил VI не имеет реальной власти. Иоаким V Дау, вернувшийся в Сирию в 1587 г. с богатой московской милостыней, чувствовал себя более уверенно, чем раньше, и счёл возможным открыто декларировать своё отношение к Риму. Ближайший сподвижник патриарха митрополит Анастасий ибн Муджалла аль-Марманити составил полемический трактат в форме ответа на папское послание Иоакиму V Дау, переданное Леонардом Абелем. В своём ответе Анастасий в нарочито вежливой манере категорически отвергал введение григорианского календаря, Filioque, использование опресноков и другие особенности католической церковной традиции. Автор подчёркивал, что антиохийские мелькиты вместе с другими восточно-христианскими народами являются хранителями незамутнённого апостольского предания.

 



 
PR-CY.ru