МЕЛЬКИТСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 9

Противоборство двух патриархов шло с переменным успехом. Афанасий Даббас был жизненно заинтересован в содействии западной дипломатии и после некоторых колебаний отправил папе Римскому и французскому послу в Константинополе послания о принятии им католичества (1686 г.). Эта переписка держалась в тайне, что позволяло Афанасию Даббасу долгие годы вести двойную политику, лавируя между Римом и Фанаром. В 1694 г. патриархи-соперники примирились на условиях закрепления патриаршей власти за Кириллом аз-Заимом и передачи Афанасию Даббасу в управление Халебской епархии. В Риме не одобрили этот шаг Афанасия Даббаса и продолжали считать его Антиохийским патриархом. Занимая пост Халебского архиерея, Афанасий Даббас не препятствовал деятельности латинских миссионеров в своём диоцезе. Значительная часть мелькитов Халеба, в том числе из ближайшего окружения Афанасия, как его секретарь Абдаллах Захир, уже в начале XVIII в. склонялись к католичеству. Одним из направлений униатского движения была попытка реформировать уклад жизни монашества по образцу католических монашеских Орденов с их жёсткой дисциплиной и ориентацией на активность в миру. Группа монахов-филокатоликов во главе со священниками Сулейманом и Герасимом в 1696 г. покинула монастырь Баламанд и основала в деревне Эш-Шувайр в Ливанских горах монастырь святого Иоанна Крестителя (Дайр-Мар-Юханна), куда устремились выходцы из Халеба, тяготевшие к монашеской жизни. Среди первого поколения шувайрских монахов исследователи выделяют Никифора (в миру Насралла) Карму (1678–1729 гг.), избранного в 1720 г. верховным настоятелем конгрегации шувайритов, и Максима (в миру Михаил) Хакима (1685/1689 – 1761 гг.), миссионера-проповедника, впоследствии занимавшего высокие посты в униатской иерархии (патриарх Максим II). Чувствуя растущую мощь католического мира на Ближнем Востоке, патриарх Кирилл V в 1716 г., в разгар очередной неудачной войны османов с европейскими державами, предпринял попытку пойти на сближение с Римом. При посредничестве Евфимия Сайфи и Серафима Танаса он отправил Римскому папе Клименту XI (1700–1721 гг.) ряд посланий, где признавал его главенство и правильность католических догматов. Однако вскоре Кирилл V свёл к минимуму контакты с Папским престолом, а в 1719 г. присоединился к соборному решению об отлучении Евфимия Сайфи. Причиной смерти патриарха Кирилла V (январь 1720 г.), по утверждению ряда православных авторов, было его отравление францисканскими миссионерами. На Антиохийский престол претендовали Афанасий Даббас, поддержанный францисканцами испанского и итальянского происхождения, и Евфимий Сайфи, за которым стояли иезуиты и французские дипломаты. Афанасий Даббас вышел победителем благодаря своим связям с Фанаром. Однако в Константинополе ему не вполне доверяли и потребовали явиться в столицу и письменно подтвердить приверженность православию. Афанасий Даббас присоединился к антикатолической кампании, инициированной греческими патриархами, и лично переводил на арабский язык греческую полемическую литературу. По настоянию высшего православного клира Высокая Порта начала преследования католиков в Сирии. Абдаллах Захир в 1722 г. бежал в Горный Ливан. Евфимий Сайфи был на недолгое время арестован, а вскоре после освобождения скончался (ноябрь 1723 г.). Сам Афанасий Даббас умер в июле 1724 г., причём францисканский миссионер и православный игумен до последнего момента боролись за право напутствовать умирающего и таким образом подтвердить его приверженность своему исповеданию.

 



 
PR-CY.ru