МЕЛЬКИТСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 8

Исследователи отмечают, что мироощущение арабов-христиан XVII в. заметно отличалось от современных моделей религиозной самоидентификации, иерархи могли поддерживать самые тесные контакты с Римом и при этом считать себя вполне православными. В последней четверти XVII в. произошло организационное оформление западных торговых компаний, что укрепило позиции европейского купечества в Сирии. В церковно-политической сфере образовалась «критическая масса» выпускников миссионерских школ. Османская империя вступила в полосу военно-политического кризиса, понесла серию поражений от коалиции католических держав в войне 1683–1699 гг. Ослабел контроль имперского центра над сирийскими провинциями, а престиж католического Запада в Леванте значительно возрос. Всё это способствовало переориентации части арабов-христиан на новые политические и культурные центры силы. Первым архиереем Антиохийской православной церкви, который перешёл в католичество (1683 г.), был Тиро-Сидонский митрополит Евфимий Сайфи (1682–1723 гг.), ученик иезуитской школы в Дамаске. Участие в оптовой торговле шёлком способствовало его сближению с французскими купцами, дипломатами и миссионерами, а также с местной османской администрацией и эмирами Горного Ливана. Их покровительство придавало Евфимию чувство уверенности, несмотря на анафемы, периодически налагаемые на него Константинопольским Синодом. Митрополит получал регулярные субсидии из Рима, вёл широкую миссионерскую деятельность, для чего основал в 1685 г. монашескую конгрегацию аль-Мухаллисия (василианский Орден Святого Спасителя). С 1708 г. её центром стал монастырь Спасителя (Дайр-эль-Мухаллис) под Сайдой. Евфимий пытался реформировать богослужебную практику мелькитов, приблизив её к западным образцам, однако его литургические начинания не нашли понимания даже в филокатолических кругах. В 1701 г. Евфимий был назначен администратором всех мелькитов-униатов Леванта. В начале XVIII в. ему вместе с западными миссионерами удалось привлечь к проекту унии ещё четырёх архиереев прибрежных городов. В конце первого десятилетия XVIII в. Евфимий составил пропагандистский трактат «Блестящее доказательство» во утверждение главенства папы и правильности латинских догматов. Это сочинение, изданное в 1710 г. в Риме, получило широкий резонанс на Ближнем Востоке. Племянник Евфимия Серафим Танас (впоследствии первый униатский Антиохийский патриарх Кирилл VI), долгие годы обучавшийся в Италии, с 1711 г. вёл миссионерскую деятельность в городе Акка, быстро растущем торговом центре на палестинском побережье. Евфимий пытался перевести Акку в свою юрисдикцию, что вызвало затяжной конфликт между ним и Иерусалимским патриархом Хрисанфом Нотарой. Антиохийский патриарх Кирилл V аз-Заим (1672–1720 гг.) не обращал должного внимания на католическую пропаганду, будучи озабочен борьбой за власть со своими соперниками-антипатриархами Неофитом ас-Сакизи (1672–1681 гг.) и Афанасием III Даббасом (1685–1694; 1720–1724 гг.). Афанасия Даббаса поддерживала богатая халебская община; кроме того, он имел прочные связи как с францисканским духовенством и дипломатами католических держав, так и с фанариотскими кругами.

 



 
PR-CY.ru