МЕЛЬКИТСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 10

Становление Мелькитской католической церкви (1724–1831 гг.). Серафим Танас и его сторонники при поддержке дамасского паши Османа Абу Таука, давнего покровителя Евфимия Сайфи, спешно организовали выборы нового патриарха. 20 сентября 1724 г. священники и старейшины мелькитской общины Дамаска подписали акт об избрании Серафима, принявшего имя Кирилл VI. Два филокатолических архиерея рукоположили во епископа одного из насельников монастыря Дайр-эль-Мухаллис, и втроём они совершили хиротонию Кирилла. Тогда же несколько других митрополитов обратились в Константинополь с просьбой поставить на Антиохийский престол достойного патриарха. Афанасий Даббас заранее обозначил своего преемника – им стал монах кипрского происхождения Сильвестр (по некоторым данным, родственник Афанасия по матери). Сильвестр был рукоположён Константинопольским Синодом и получил берат на патриаршество от османского правительства (27 сентября 1724 г.). Таким образом, в Антиохийской церкви оформились две параллельные иерархии. Кончина Осман-паши Абу Таука позволила Сильвестру осенью 1725 г. утвердить свою власть в Дамаске. Не дожидаясь прибытия представителей Сильвестра, Кирилл Танас, по некоторым данным, ещё в январе 1725 г. бежал из города и вывез с собой имущество патриаршего подворья. Он укрылся в монастыре Дайр-эль-Мухаллис под покровительством ливанских эмиров. Вопреки распространённым представлениям Кирилл Танас в 1724 г. не торопился открыто декларировать своё стремление к унии. Он хотел стать легитимным Антиохийским патриархом, признанным Высокой Портой и Фанаром. Лишь убедившись, что этого не произойдёт, Кирилл Танас добился признания Папского престола (февраль 1729 г.) и официально изъявил покорность Риму, приняв католические догматы (15 апреля 1730 г.). Ещё одним этапом включения патриарха в структуру Римской церкви стала передача ему от папы паллия как символа архипастырской власти (протокол консистории от 3 февраля 1744 г.). При этом мелькиты сохранили византийский обряд с незначительным добавлением латинских элементов. Служба велась на арабском и греческом языках, облачения духовенства оставались такими же, как у православных, так что малообразованное христианское население часто не видело разницы между двумя исповеданиями. Патриарх Сильвестр около 1726 г. утвердил свою резиденцию в Халебе. Давнее соперничество христианских общин Халеба и Дамаска привело к тому, что прокатолический Халеб согласился принять православного патриарха, чтобы не подчиняться патриарху-католику, ставленнику дамасской общины. Однако отсутствие у Сильвестра политического такта и стремление силой искоренить филокатолические настроения паствы быстро привели к его конфликту с халебскими католиками. В августе 1726 г. патриарху пришлось бежать из города, спасая свою жизнь. Он вернулся в Константинополь, а в Халебе с санкции Константинопольского Синода около 1730 г. утвердился митрополит Герасим, выходец из шувайрских монахов, рукоположённый ещё патриархом Афанасием, но потом сосланный им по подозрению в увлечении католичеством. Герасим поминал имя Сильвестра на богослужениях и вёл себя внешне лояльно. Тем временем за его спиной униаты договаривались с Высокой Портой о выделении Халеба в автокефальную церковно-административную единицу, не подчиняющуюся Антиохийскому патриарху. Соответствующий указ был издан в 1730 г.

 



 
PR-CY.ru