МАРТИН - Страница 31

Исследователям известна также вотивная месса в честь Мартина с особыми молитвами. В геласианских памятниках исследователи встречают епископское благословение в день памяти Мартина. Память Мартина есть и в литургических книгах амвросианского обряда. В «Сакраментарии из Бергамо» (IX в.) приводятся три молитвы для вечерни (или вигилии) 11 ноября («Omnipotens sempiterne Deus sollemnitatem diei»; «Deus qui conspicis»; «Deus cuius cultui»), две из которых совпадают с коллектами геласианской традиции, и последование мессы (чтения 1 Тим. 3:16–4:8 и Ин. 10:11–18; молитвы «Super populum» («Exaudi Domine populum tuum»), «Super sindonem» («Adesto quaesumus») и «Super oblata» («Beati sacerdotis»; её текст близок к тексту секреты геласианской традиции); префация (VD «… in beati sacerdotis et confessoris tui Martini laudibus honorare»; во многом совпадает с галликанскими префациями «Миссала из Боббио» и «Готского Миссала») и посткоммунио («Sumentes Domine gaudia»)). Это же чинопоследование (но без указания на то, что первые три молитвы относятся к вечерне) представлено в сакраментарии из миланской церкви святого Симплициана (IX – начало X вв.). Тексты третьей молитвы вечерни (названа молитвой «Super populum»), молитв «Super sindonem» (без названия), «Super oblate» (названа секретой), префации и посткоммунио («Ad complendum») приводятся в формуляре амвросианской мессы в «Sacramentarium Triplex» (XI в.). В испано-мосарабском обряде память Мартина отмечалась 11 августа. Чинопоследование включало: молитву «Post Gloriam» («Meritorum rectissimum»), молитву («Alia») перед чтением диптихов («Mirabilis in sanctis tuis»), молитвы «Post nomina» («Deus qui confessorem tuum Martini eremi») и «Ad pacem» («Ecce, Domine, festo»), префацию («inlatio»), молитвы «Post Sanctus» («Vere Sanctus») и «Post pridie» («Deus qui confessorem tuum Martini et meritorum»), молитву перед «Отче наш» («Deus qui olim in hoc die») и благословение перед причащением («Christus Dominus, qui dudum»). Второй праздник в честь Мартина (de obitus) отмечался 11 ноября. Формуляр включает молитву «Post Gloriam» («Inmensum preclarumque»), молитву («Alia») перед чтением диптихов («Eminentissimum nobis»), молитвы «Post nomina» («Deus qui mirabilis es») и «Ad pacem» («Multis coram te, Deus Pater»), префацию («inlatio») («Dignum et justum… in depositionis anniversaria»), молитвы «Post Sanctus» («Vere Sanctus») и «Post pridie» («Placeat tibi, Domine»), молитву перед «Отче наш» («Deus, qui animam viri sancti») и благословение перед причащением («Christus Dominus, qui per confessorem»). Песнопения для праздника 11 августа («in diem sacrationis») приводятся в «Леонском Антифонарии» из монастыря Сан-Сиприано-дель-Кондадо (X в. ). Там же выписаны тексты песнопений для праздника 11 ноября (с указанием, что в этот день читается «Житие Мартина»). В «Веронском Орационале» (рукопись конца VII в.) представлены молитвы оффиция только для праздника 11 ноября.

 



 
PR-CY.ru