МАРТИН - Страница 34

При этом под 10 ноября в синаксарях помещена житийная заметка, представляющая собой пересказ соответствующего фрагмента «Церковной истории» Созомена с добавлением в конце нескольких фраз о нищелюбии Мартина (реминисценция двух эпизодов из Сульпиция Севера) и чуда о воскрешении должника из греческого Жития. Под 12 ноября в синаксарях приводятся два варианта кратких Житий Мартина, целиком основанных на греческом Житии. В Синаксаре Константинопольской церкви это довольно пространный, стилистически усложнённый текст. Жизнь святого отнесена ко времени правления императора Траяна (!), эпизоды в истории с плащом даны в другом порядке (сначала говорится о победе Мартина в битве благодаря молитве, а затем сообщается о его встрече с нищим перед сражением), среди чудес лишь кратко упоминаются воскрешение мёртвых, истребление змея и превращение живого голубя в золотого. В византийских синаксарях семейства В (по классификации Ипполита Делеэ) текст «Жития Мартина» более простой и имеет два центральных эпизода: святой отдаёт нищему полплаща, побеждая затем в битве варваров, и воскрешает должника, разоблачая заимодавца. При этом сказано, что Мартин был епископом Франгии (город не назван) и жил, согласно Минологию Василия II, при императоре Юлиане Отступнике, а согласно Синаксарю – при императоре Грациане («Славяно-русский Пролог». 2010 г.). В современной греческой агиологической традиции принято отдельно почитать Мартина, епископа Таррацины, и Мартина, епископа Франгии, под которыми исследователи понимают  Мартина, епископа города Туроны. Так, в «Синаксаристе» Никодима Святогорца под 10 ноября помещено двустишие, посвящённое некоему епископу Мартину, которого, согласно примечанию к тексту, надо отождествлять с епископом Таррацины; под 12 ноября содержится сказание о Мартине, заимствованное из византийских синаксарей, в котором не исправлены ошибочное указание на правление императора Траяна и вымышленное место епископства святого – город Константина. В «Агиологионе» Софрония (Евстратиадиса), бывшего митрополита Леонтопольского, также фигурируют два персонажа – Мартин, епископ Таррацины (сказание о нём основано на сведениях из Сульпиция Севера), и Мартин, епископ Франгии, чудотворец, который жил при императоре Траяне. В греческой «Энциклопедии религии и этики» приводится отдельная статья о Мартине согласно западной традиции и кратко упоминаются Мартин, епископ Таррацины, и Мартин, епископ Константины в Галлии (их память совершается 12 ноября). В славяно-русские синаксари и древнерусские нестишные Прологи краткой редакции под 12 ноября вошёл перевод Жития Мартина, сделанный с греческого оригинала, близкого по содержанию к тексту рукописи, древнейший список которой находится в Российской национальной библиотеке (рубеж XII и XIII вв.). Славянский перевод Жития из Синаксаря Константинопольской церкви (12 ноября) был осуществлён при составлении стишного Пролога в XIV в., под этой же датой данный текст находится в проложном разделе Великих Миней Четьих митрополита Макария. Мартин назван здесь Фригийским (ошибочно, по мнению исследователей, вместо «Франгским») чудотворцем и епископом Константина града, находящегося в Галлии.

 



 
PR-CY.ru