МАРТИН - Страница 33

Этот сюжет занимает центральное место в первой части Жития, затем несколько строк посвящено семилетнему уединению и епископству Мартина, а остальная, более обширная часть – описанию чудес. При этом многочисленные чудеса, описанные Сульпицием Севером, были заменены на другие, т.к. не удовлетворяли, по мнению исследователей, автора. Новые чудеса он заимствовал из Житий других святых и нравоучительной литературы, среди них три чуда о воскрешении мёртвых, чудо о превращении живого голубя в золото ради помощи должнику (ср. чудо святителя Спиридона с аналогичным превращением змеи в золото) и др. Так, Мартин воскресил из мёртвых некоего должника, которого заимодавец не разрешал хоронить, пока тот не выплатит ему деньги. После того как покойник восстал из мёртвых и обличил лживого заимодавца, тот скончался. Также в греческом Житии рассказывается о воскрешении юноши, который повесился, будучи одержим бесом. Другого воскрешённого им язычника Мартин наставил в христианской вере и крестил, а также уничтожил умертвившего его змея. Мартин обратил в христианство богатую язычницу после того, как она увидела во сне, какие наказания ожидают тех, кто не почитают Истинного Бога. Также слова епископа привели к покаянию развратную актрису в некоем городе. Встретив Мартина, она раскаялась в своём прежнем образе жизни, раздала всё имение нищим и остаток дней провела в покаянии, посте и молитве, так что многие, видя её, обратились ко Христу. Мартин превратил в золотую статуэтку голубя, чтобы помочь некоему человеку расплатиться с кредиторами. Епископ отдал золотого голубя в залог ювелиру и попросил взамен необходимую сумму. После освобождения должника к Мартину пришли благочестивые люди и сделали щедрое пожертвование. Епископ отнёс полученные деньги ювелиру и попросил его вернуть залог. Вначале ювелир огорчился, но, выполнив просьбу Мартина, он увидел, как золотой голубь превратился в живого и выпорхнул из рук святого, после чего он прославил Бога. Наибольший интерес представляет рассказ о воскрешении осла; это событие стало поводом для дискуссии между епископом и язычником о воскрешении мёртвых. Незадолго до кончины Мартина случилась сильная засуха, и жители той области находились в крайне тяжёлом положении, но епископ утешил их и посоветовал обратиться к Богу с молитвой. На следующий день Мартин скончался. После того как епископы, священники и клирики из соседних городов погребли его тело, началась гроза с сильным дождём, и все прославили Бога. Несмотря на то, что в тексте Жития говорится об избрании Мартина епископом некоего города Константиана (в другом списке – Константина; источник этого искажения исследователям неясен), в заглавии некоторых рукописей он назван епископом Франгии (т.е. Франции). К составлению греческого Жития причастны, по мнению исследователей, итало-греческие монахи, знавшие дату памяти Мартина (в рукописи указан день смерти святого – 10 ноября). Наличие двух мест епископства, по предположению Ипполита Делеэ, стало причиной раздвоения агиографической традиции, как если бы речь шла о двух святых, и появления в византийских синаксарях двух дней памяти: 10 ноября – Мартина, епископа Турского, и 12 ноября – Мартина, епископа Франкийского.

 



 
PR-CY.ru