МАРТИН - Страница 32

В греческой литературе упоминание о Мартине впервые появляется в «Церковной истории» Созомена. По мнению Ипполита Делеэ, его источником, вероятно, было краткое греческое изложение «Жизни Мартина» Сульпиция Севера, т.к. исследователям трудно предположить, что Созомен мог читать это агиографическое произведение по-латыни, а его перевод на греческий язык неизвестен. Рассказ Созомена, по мнению исследователей, содержит две неточности: историк превратил Мартина из рядового солдата в военачальника, а местом его епископского служения названа Таррацина (искаженное от лат. Turonica (civitas, urbs), название города. Тур). Из событий жизни Мартина Созомен упоминает изгнание в Медиолан, козни епископа Авксентия и удаление на остров Галлинария в Тирренском море, а из чудес – только воскрешение мёртвого. Позднее (в VIII или IX в.) было составлено пространное греческое «Житие Мартина». Оно имеет две редакции, сохранившиеся более чем в 14 рукописях, что указывает на его широкое распространение в церковных кругах. Обе редакции впервые были опубликованы Франсуа Алькеном по двумя основным рукописям (X в. – первая редакция, X–XI вв. – вторая редакция). Сведения греческого Жития, по мнению исследователей, имеют до такой степени мало общего с историческими данными, что представляет, по словам Ипполита Делеэ, своего рода пародию на Сульпиция Севера. По мнению Ф. Алькена, автор греческого Жития, очевидно, вообще не читал произведения своего латинского предшественника. В действительности византийский автор, по мнению исследователей, несомненно использовал некоторые мотивы сочинения Сульпиция Севера, но они преобразованы им в соответствии с идеальным агиографическим образом святого воина. Мартин, только и мечтавший о том, чтобы оставить воинскую службу, превратился у византийского агиографа в полководца-триумфатора. Императоры Грациан и Валентиниан I возвели его в звание главнокомандующего перед лицом угрозы со стороны варваров. С 50-тысячной армией Мартин выступил из Рима для сражения с неприятелем. Солдаты испугались, увидев многочисленные войска противника, что сильно встревожило Мартина. В это время ему явился нищий, одетый в лохмотья и дрожащий от холода. Мартин сжалился над ним, привёл в свою палатку, отдал ему часть плаща, накормил и напоил. Во сне святой увидел Христа, Который явился ему в образе нищего и обещал помощь в сражении и победу над варварами за благодеяние, оказанное Ему. Утром полководец собрал солдат и приказал им вооружиться, однако они отказались, сославшись на многочисленность неприятельского войска. Тогда Мартин заявил, что пойдёт на врага один. Эти слова внушили смелость солдатам. Когда армия Мартина была уже готова к сражению, варвары прислали послов с многочисленными дарами, прося о пощаде. Мир был заключён, и Мартин вернулся в Рим, где его триумфально встретили императоры и сенат. Он объявил, что победа совершилась по милости Христа, и что он решил посвятить остаток своих дней служению Богу.

 



 
PR-CY.ru