МАРТИН - Страница 30

Память Мартина есть в раннем римском перечне евангельских чтений, который принято датировать серединой VII в. (самое раннее свидетельство – в составе Вюрцбургского капитулярия (comes), сама рукопись датируется около 700 или около 750 г.; память Мартина указана в ней под 12 ноября (в других рукописях исправлено на 11 ноября), чтение – Лк. 12:35–40). Формуляры службы на память Мартина 11 ноября сохранились в составе основных редакций «Сакраментария Григория» и в так называемой смешанной редакции «Сакраментария Геласия». В «Сакраментарии Григория» (редакция «Hadrianum») формуляр мессы содержит коллекту «Deus qui conspicis», молитву «Super oblata» («Da misericors Deus») и молитву «Ad completa» («Praesta quaesumus»). Те же молитвы представлены в Падуанской и Тридентской редакциях. В некоторых рукописях этот формуляр пополняется рядом молитв и благословений. В дополнении к «Hadrianum», составленном, как полагают исследователи, Бенедиктом Анианским, присутствует префация на память Мартина («Cuius munere beatus Martinus»). В последующей григорианской традиции она вошла в состав основного формуляра. По мнению исследователей, тексты мессы на память 11 ноября в «смешанной» геласианской традиции отличаются стабильностью и совпадают в большинстве рукописей. Например, в «Желлонском Сакраментарии» (790–800 гг.) содержится такой комплект молитв: две коллекты (первая совпадает с григорианским формуляром, вторая – «Omnipotens sempiterne Deus, solemnitatem diei»), секрета («Beati Martini pontificis quaesumus»), префация («Te in beati Martini»), посткоммунио («Tua Domine sancta sumentes») и две молитвы «Super populum». Этот же набор представлен в «Ангулемском Сакраментарии» (конец VIII – начало IX вв.), в «Сакраментарии из Райнау» (795–796 гг.), в «Сакраментарии из собрания Филлипса» (конец VIII – начало IX вв.), в «Санкт-Галленском II Сакраментарии» (начало IX в.) и др. Удвоение молитв в формуляре указывает на высокий статус праздника. Исследователям известны примеры (особенно в англо-саксонских Сакраментариях), когда обе традиции соединяются в единый формуляр. Однако с появлением «Римского Миссала» геласианский формуляр мессы был вытеснен григорианским. Ряд месс был составлен Алкуином для праздника 4 июля (в том числе для вигилии и октавы) и в последующей григорианской («Сакраментарий аббата Мармутье Регинальда» (Рено) (843–851 гг.) традициях, которые отличаются только префацией, посткоммунио и молитвой «Super populum» (сам праздник присутствует в галликанском календаре, но в галликанских литургических книгах последования для него нет; по мнению исследователей, галликанская месса Мартину была универсальной и могла использоваться для любого из двух праздников).

 



 
PR-CY.ru