ЛАМБЕРТ, Ландиберт - Страница 2

Прозаическое Житие Ламберта, посвящённое Кёльнскому архиепископу Герману I (889/890 – 924 гг.), разделено на девять богослужебных чтений в день памяти святого. Исследователи отмечают, что Житие написано ритмической прозой, удобной для декламации, в тексте содержатся стихотворные вставки (всего 66 гекзаметров, частично заимствованных из пролога к метрической версии сочинения «О девстве» Альдхельма Малмсберийского и из «Песни о святом Ландберте»). В отличие от стихотворного Жития содержание прозаической версии в целом соответствует «Древнейшему Житию» (добавлены незначительные детали, в том числе вымышленные речи и диалоги, но некоторые подробности опущены). При епископе Стефане или, как полагают исследователи, им самим был составлен также стихотворный оффиций Ламберту с гимном в честь святого и «Стихами в похвалу святому Ландберту». Стихотворное и прозаическое Жития, а также молитвы и песнопения оффиция содержатся в рукописи, созданной, как полагают исследователи, при епископе Стефане для кафедрального собора в Льеже. В Лобских анналах, переработанных в Льеже при епископе Ноткере (972–1008 гг.), приведены сведения о Ламберте, которые представляют собой развитие агиографической легенды из более ранних Житий. Пространное сказание о Ламберте содержится в продолжении «Деяний епископов Тонгрских, Маастрихтских и Льежских», составленном до 1056 г. льежским соборным каноником Ансельмом. Ансельм заимствовал сведения о гибели Ламберта из «Древнейшего Жития» и из «Хроники Регинона Прюмского», добавив собственную интерпретацию этих данных. Около 1080 г. соборный каноник Генрих из Монтегю заказал новую версию Жития Ламберта историку и агиографу Сигеберту (около 1030 – 1112 гг.), монаху аббатства Жамблу. По просьбе Генриха из Монтегю монах Сигеберт составил две редакции Жития Ламберта, основанные, главным образом, на прозаическом Житии, созданном при епископе Стефане, с добавлением сведений из других источников (в том числе из Жития святого Ландоальда). В тексте содержатся вымышленные подробности, например, имена родителей Ламберта (Апер и Херисплинда), хронологические указания (Ламберт родился в годы правления короля Дагоберта I и был лишён епископской кафедры королём Теодорихом III (675 – 690/691 гг.) по наущению майордома Эброина), а также детали, связанные с гибелью святого. По мнению Сигеберта, составителем первого Жития Ламберта якобы был его слуга Теодоин, разделивший со святым изгнание. Сигеберт утверждал, что первая редакция составленного им Жития, простая и понятная, пользовалась бóльшим успехом, чем вторая редакция, написанная усложнённым риторическим стилем. Самое подробное Житие Ламберта было создано в 1144–1145 гг. каноником диаконом Николаем, прево церкви святого Дионисия в Льеже. Житие посвящено Ведрику, аббату монастыря Льеси (1124–1147 гг.), который присутствовал на торжествах в честь перенесения мощей Ламберта (1143 г.) и получил от соборных каноников частицу мощей святого. Николай был знаком почти со всеми сказаниями о Ламберте и попытался включить в составленное им Житие как можно больше сведений из доступных ему источников.

 



 
PR-CY.ru