ЛАМБЕРТ, Ландиберт

ЛАМБЕРТ, Ландиберт (ум. около 700 г.) – епископ Тунгров (Тонгра; ныне Тонгерен) и Моза-Траекта (ныне Маастрихт, Нидерланды), святой (память в Западной церкви 17 сентября). Основные сведения о Ламберте содержатся в «Древнейшем Житии» святого («Vita Vetustissima»), составленном в VIII в. Г. Кюрт и другие бельгийские исследователи полагали, что «Древнейшее Житие» было создано после 718 г. (самая поздняя возможная дата перенесения мощей Ламберта, которое состоялось через 13 лет после его гибели), но до кончины святого Губерта, преемника Ламберта на Льежской епископской кафедре (ум. 30 мая 727 г.). Между 743 и 750 гг. его использовал составитель раннего Жития святого Губерта. Однако Б. Круш, подготовивший критическое издание текста, пришёл к выводу, что «Древнейшее Житие» Ламберта могло быть создано после коронации Пипина III Короткого в 751 г. Современные исследователи относят составление «Древнейшего Жития» ко времени между кончиной епископа Губерта и созданием его Жития. Автор Жития Ламберта не был знаком со святым, но использовал рассказы его современников, например, Теодоина, слуги Ламберта. Образцом для агиографа послужило Житие святого Элигия, епископа Новиомагского (Нуайонского), составленное святым Авдоином (ум. в 686 г.), епископом Ротомагским (Руанским). На этом источнике основаны описания внешности и добродетелей Ламберта, история его пастырской и миссионерской деятельности, перенесения его мощей и т.д. Б. Круш и другие исследователи полагали, что на «Древнейшее Житие» Ламберта повлияли также Житие святого Фурсы, созданное во второй половине VII в., и «Диалоги» папы Римского Григория I Великого. Самые ранние рукописи «Древнейшего Жития» исследователи относят к концу VIII – началу IX вв. (легендарий из аббатства Корби, сборник проповедей предположительно из Реймса или Льежа). «Древнейшее Житие» было составлено для чтения во время богослужения в день памяти Ламберта «ради поучения собравшихся христиан». Однако, оправдывая «простоту» и «безыскусность» своего стиля, агиограф обращается и к читателям. Исследователи отмечают, что язык Жития отличается от классической формы латинского языка и отражает заключительный этап перехода к романскому языку накануне лингвистической стандартизации в эпоху Каролингов (замена гласных и согласных, нарушение правил склонения и спряжения, упрощение синтаксических конструкций). Леон ван дер Эссен считал составителя Жития «малообразованным человеком». Текст неоднократно исправляли и редактировали. На основании свидетельства Сигеберта из Жамблу одна из переработок «Древнейшего Жития» приписывалась диакону Годескальку, который трудился при епископе Агильфриде (около 765 – 787 гг.). Самые ранние рукописи этой версии исследователи относят к X в. (в тексте содержатся подробности, которые исключают раннюю датировку). По указанию Льежского епископа Стефана (901–920 гг.) и при его участии были составлены стихотворное и прозаическое Жития Ламберта. Стихотворное Житие («Песнь о святом Ландберте») состоит из 545 дактилических гекзаметров. Исследователи полагают, что оно предназначалось для клириков и учеников льежской соборной школы, которые могли использовать его при обучении латинской метрике и для медитаций.

 



 
PR-CY.ru