ЛАЗАРЬ - Страница 9

Исследователи отмечают, что иконография Лазаря в последней четверти XIV – XVIII вв. представлена достаточно ограниченным числом изображений, заметно вариативных по характеру. Хронологически исследователи делят её на прижизненную и раннюю и позднюю посмертную. Прижизненные изображения Лазаря исследователи делят на живописные и чеканные (на печатях и монетах). Из первых (ктиторских) изображений Лазаря сохранились (хотя и с повреждениями и исправлениями) лишь фресковые портреты в монастырях Велуче (1373–1377 гг.; атрибуция вызывает полемику) и Раваница (1382–1385 гг.); ктиторские композиции в соборной церкви святого Стефана в Крушеваце и в нартексе собора Хиландарского монастыря утрачены. В Раванице Лазарь изображён как средовек с достаточно короткой окладистой бородой, несколько раздвоенной на конце. Он облачён в дивитисион, украшенный кругами с двуглавыми орлами, на голове открытый венец без препендулий, расширяющийся кверху (первоначально он был выше). Исследователи отмечают, что изображения на монетах и печатях достаточно абстрактные, лишены черт портретного сходства (это, главным образом, символы правителя, стоящего или сидящего на троне, увенчанного короной и держащего скипетр). Посмертные изображения Лазаря частично напоминают ктиторский портрет в Раванице. В соборе монастыря Любостиня (1402–1406 гг.) Лазарь изображён более молодым человеком, чем в Раванице, с вытянутым бледным лицом с бородой, отчётливо раздвоенной на конце, в облачении и венце, близкими к предыдущим. Затем изображения Лазаря (как иконные, так и фресковые) исследователи не встречают до восстановления Печской патриархии (1557 г.) и даже позднее. Исследователи отмечают, что в это время хранителями иконографии князя-мученика были его афонские монастыри-«ктитории» Хиландар и, возможно, Пантелеимонов. Изображение Лазаря, созданное после многих лет, когда оно не воспроизводилось, находится в стенописях монастыря Ораховица (1596 г.) рядом с композицией «Лоза Неманина». На ряде икон и фресок XVII в. Лазарь написан с длинной, раздвоенной на конце бородой, его облик отчётливо напоминает святого короля-мученика Стефана Дечанского, – таковы стенописи в церкви святых Апостолов в Печской патриархии (1633–1634 гг.), в Благовещенском Овчарско-Кабларском монастыре (1635 г.) и монастыре Ежевица (1635–1636 гг.), а также на иконах Деисус с избранными сербскими святыми и архидиаконом Стефаном 1675–1676 гг. работы мастера Радула (Белград, Национальный музей) и на образах из Музея Старой церкви в Сараеве (1675–1676 гг.) и из афонского монастыря святого Павла второй половины XVII в. При этом существуют изображения, относительно близкие к прижизненному, – в росписях Никольской церкви в Хиландаре (1667 г.) и на близкой по времени иконе из хиландарской ризницы, где Лазарь написан вместе с Георгием Новым Кратовским. После Великого переселения сербов на территорию Габсбургской империи в первой трети XVIII в. появляются (под явным влиянием более ранней иконографии святого Иоанна Предтечи и великомученика Георгия Победоносца) изображения Лазаря в виде святого ставрофора, держащего в руке свою усекновенную главу, увенчанную короной.

 



 
PR-CY.ru