ЛАЗАРЬ - Страница 10

Этот иконографический извод представлен также ростовым изображением в цельногравированной «Стематографии» Христофора Жефаровича (Вена, 1741 г.). Тот же мотив присутствует и на гравюрах, иллюстрирующих два первых (1761 и 1765 гг.) издания «Сербляка», и на драгоценных предметах церковной утвари. В изображении Лазаря на отдельной листовой гравюре работы Христофора Жефаровича 1746 г. и перегравировке с неё Захарии Орфелина 1773 г. исследователи видят отчётливое влияние европейского парадного портрета XVIII в. Существуют и живописные копии XVIII в. с этих гравюр. В церковных росписях XVIII в. исследователи встречают и изображение Косовской битвы, например, в трапезной монастыря Врдник (1776 г., мастер Амвросий (Янкович)). На Руси сербская иконография Лазаря (по крайней мере, один из её вариантов) стала известна не позднее середины XVI в.: в 1550 г. хиландарское посольство поднесло в дар царю Ивану IV Васильевичу икону Лазаря; образ не сохранился либо не введён в научный оборот (исследователи полагают, что он был довольно близок по иконографии к хиландарской иконе XVII в. с изображением Лазаря и Георгия Кратовского). В 1693 г. икону Лазаря поднесли Петру I монахи Раваницы (её судьба исследователям также неизвестна). Но русские иконописцы, как полагают исследователи, не следовали сербским образцам. На фреске Архангельского собора Лазарь изображён как князь-средовек, в плаще, с оплечьем и в княжеской шапке с опушкой, с нимбом. Толковые иконописные подлинники (в лицевых – изображение исследователи не встречают) под 15 июня варьируют описание внешности святого (обязательно показано княжеское облачение и шапка). Чаще всего Лазарь «сед, брада Никонова», но исследователи встречают и вариант «брада Власиева, власы кудрявы, тёмен». На миниатюрах Лицевого летописного свода, посвящённых Косовской битве (второй Остермановский том: Библиотека Академии Наук), он изображён без нимба, средовеком в доспехах, на голове – пятилучевой венец. Исследователи отмечают, что последняя деталь нуждается в изучении, поскольку в иллюстрируемом тексте Лазарь именуется не царём и не королём, а великим князем. В конце правления Фёдора Ивановича или Бориса Годунова (датировка рукописи нуждается в уточнении) в Москве был создан лицевой Хронограф (том 1 – Российская государственная библиотека; том 2: Исторический музей), работа над иллюстрациями которого не была завершена, скорее всего, как полагают исследователи, из-за смерти заказчика (из запланированных около 4 тыс. миниатюр, не повторявших иконографию Лицевого летописного свода, выполнено 1269 г.), но благодаря киноварным надписаниям сюжетов в местах, оставленных для иллюстраций, исследователи судят, что тему Лазаря и Косовской битвы предполагалось осветить здесь не менее подробно, чем в Лицевом летописном своде.



 
PR-CY.ru