ЛАЗАРЬ - Страница 8

К рубежу XVI и XVII вв. «Хронограф» Западнорусской редакции попал (как полагают исследователи, через Афон) в Сербию, позднее там к нему прибавилась редакция 1617 г. Между 1526 и 1531 гг. большая часть хронографических статей (в том числе статьи, посвящённые Лазарю) была включена в Никоновскую летопись («Полное собрание русских летописей», том 10, том 11), в тексте «Хождения митрополита Пимена...» в составе того же свода краткое упоминание Косовской битвы было заменено пространным рассказом из Жития деспота Стефана. В конце царствования Ивана IV Васильевича Никоновская летопись (включая все её сербские статьи) была положена в основу Лицевого летописного свода. Возникновение почитания Лазаря как святого в Московской Руси (для западнорусских территорий в составе Польско-Литовского государства подобные факты исследователям неизвестны) относится, как полагают исследователи, хотя и в скромных масштабах (на канонизационных Соборах 1547 и 1549 гг. его кандидатура не упоминается), ко времени правления Ивана IV Грозного и продиктовано сочетанием двух обстоятельств: наличием у царя сербских предков по матери (бабка Ивана IV Васильевича происходила из сербского аристократического рода Якшичей) и, что более важно в свете внешней политики царя, значением Лазаря как мученика за веру, павшего в битве с мусульманами. Дополнительную роль играло покровительство царя афонским обителям, для двух из которых (Хиландара и Пантелеимонова монастыря) Иван IV Васильевич Грозный выступал как преемник и наследник Лазаря (монастырь Раваница, где находились мощи Лазаря, в XVI в. не обращался в Москву за милостыней; первое известие о приезде братии этой обители на Русь исследователи относят к 1693 г.). Следствием этих причин было появление изображения Лазаря (наряду со святыми Саввой и Симеоном Сербскими и византийским императором Михаилом VIII Палеологом) в стенописях царского Архангельского собора в Московском Кремле (1564/1565 г., переписаны в 1652–1656  гг.). Память Лазаря засвидетельствована в русских рукописных святцах на рубеже первой и второй четверти XVII в. К святцам примыкают в этом смысле текстовые (толковые) иконописные подлинники XVII–XVIII вв., которые содержат описание иконографии Лазаря. При этом русские иконы с изображением Лазаря, современные подлинникам, если и существуют, то не введены в научный оборот. История празднования памяти Лазаря в восточнославянских печатных месяцесловах и святцах остаётся неизученной. О Лазаре (в числе других южнославянских святых) упоминает в «Палинодии», написанной в 1617–1620 гг., Захария (Копыстенский).

 



 
PR-CY.ru