ЛАЗАРЬ - Страница 7

На Руси о гибели Лазаря в битве на Косовом поле стало известно не позднее середины 1390 гг. благодаря «Хождению митрополита Пимена в Царьград», написанному Игнатием Смольнянином. Митрополит и его свита на подходе к Константинополю узнали, что султан «Амарат пошёл ратью на серьбскаго князя Лазаря. И бысть весть – убиша на соиме обоих – и Амората и Лазаря». Жития (даже проложные), Похвальные слова Лазарю и службы ему не получили известности на Руси, отсутствуют и отдельные песнопения (тропари и кондаки) в месяцесловах Уставов церковных, Псалтирях с восследованием и Часословах. В справочной литературе есть указания на русские списки службы Лазарю, но это требует дополнительного исследования. Исследователи отмечают, что создание агиографическо-гомилетическо-гимнографического литературного цикла, посвящённого Лазарю, пришлось на период второго южнославянского влияния, а не предшествовало ему. При этом Пантелеимонов монастырь, являвшийся «второй ктиторией» (после Хиландара) династии Лазаревичей, в то время был «русским» только по названию (населён сербами) и не играл никакой роли в русско-южнославянских церковных и культурных связях. Исследователи полагают, что в Московской Руси Лазарь получил известность как святой с конца XV в., когда к великокняжескому двору стали приходить посольства афонских монастырей святого Пантелеимона и Хиландара, ктитором которых он являлся. Достаточно подробные сведения о жизни Лазаря и его трагической гибели содержало Житие его сына деспота Стефана, которое стало известно в Москве не позднее 1510 гг. (старший список: Российская государственная библиотека). Памятник получил распространение в русской литературе (исследователям известны не меньше семи его списков XVI в.), не позднее 1520 гг. возникла сокращённая редакция текста (старший список – Российская государственная библиотека), включающая все сведения о Лазаре, содержащиеся в пространной. Это не привело к заметному литургическому почитанию Лазаря на Руси, но его трагическая гибель прочно вошла в русскую средневековую историографию. Известия о Лазаре и Косовской битве из Жития деспота Стефана были включены иеромонахом Досифеем (Топорковым (Вощечниковым)) в составленный им между 1515 и 1522 гг. «Русский Хронограф» («Полное собрание русских летописей», том 22, часть 1). Они перешли во все позднейшие редакции «Хронографа» (Западнорусскую, 1599, 1601 и 1617 гг.).

 



 
PR-CY.ru