ЛАЗАРЬ - Страница 5

Церковное почитание Лазаря началось практически сразу же после его гибели. В 1390/1391 г. мощи князя были открыты в присутствии патриарха и епископов, установлены их нетленность и мироточивость, после чего они были перенесены в Раваницу, где находились до 1690 г. Исследователи полагают, что сразу после перенесения мощей в Раваницу патриарх Ефрем провозгласил Лазаря святым. В 1395 г. в жалованной грамоте Русскому Пантелеимонову монастырю на Афоне его сын Стефан именует Лазаря святым. Во время Великого переселения сербов на земли Габсбургской монархии мощи Лазаря были перенесены братией Раваницы в Венгрию, где четыре года находились в Сентендре (вместе с мощами святого семейства Бранковичей из монастыря Крушедол) в специально построенной деревянной церкви на берегу Дуная, затем их перенесли в монастырь Врдник (Новая Раваница). С началом Австро-турецкой войны в 1716 г. святыня была перенесена в Футог, но затем возвращена во Врдник. 4 декабря 1826 г. по инициативе митрополита Карловацкого Стефана (Стратимировича) мощи были переоблачены и переложены в новую раку из кипариса. В 1848 г. мощи переносили в монастырь Фенек, но через три месяца возвратили во Врдник. Не раньше XVIII в. (точная дата исследователям неизвестна) части мощей были посланы в монастыри Шишатовац и Раваница. В 1941 г. врдникский архимандрит Лонгин перенёс основную часть мощей в монастырь Бешеново, т.к. во Врднике был размещён немецкий военный объект. Из Бешенова мощи были перевезены хорватскими усташами в Загреб, 14 апреля 1942 г. перенесены в Белград и положены в соборной церкви. После окончания войны поднимался вопрос о возвращении мощей Лазаря в Раваницу, но его решение было отложено. По данным на 1952 г., когда производилось обследование мощей, они отличались редкой сохранностью, по ним можно было составить представление о прижизненном облике Лазаря. Помимо мощей Лазаря из связанных с ним реликвий сохранилось его облачение типа кафтана (серб. «халина») из итальянской шёлковой ткани с вытканными геральдическими львами – редчайший образец средневековой сербской одежды. В конце XIV – первой четверти XV вв. по инициативе и при непосредственном участии сербских высших церковных и светских властей (семьи князя) был создан корпус богослужебных и четьих текстов (самый большой в истории почитания средневековых сербских святых), связанных с прославлением Лазаря как святого. В него входят: 1) стихиры и тропарь Лазарю, написанные в Раванице, как полагают исследователи, сразу после перенесения мощей; 2) служба с двумя канонами (первый с текстовым акростихом: «Лазара похвалити, Боже мои, разум даруй ми»), написанная, как полагают исследователи, в Раванице в начале XV в.; 3) анонимное «Проложное Житие» со стихом, сопровождающее большинство списков службы; 4) Похвальное слово, написанное патриархом Печским Даниилом III в 1390 гг.; 5) анонимное Житие; 6) анонимное Слово «и отчасти житие воспоминание»; 7) Похвала, вышитая вдовой деспота Углеши монахиней Евфимией на покрове на раку Лазаря; 8) анонимное «Житие и начальство» в составе так называемой Печской летописи; 9) анонимное Похвальное слово; 10) надпись на мраморном столбе на Косовом поле, составленная, как полагают исследователи, сыном Лазаря, Стефаном; 11) похвальное «Слово о святом князе Лазаре» Антония Рафаила Эпактита.

 



 
PR-CY.ru