ЛАЗАРЬ - Страница 6

С прославлением Лазаря тесно связано также «Пространное Житие» его сына Стефана (с 1402 г. – деспот), содержащее рассказ о Лазаре и битве на Косовом поле. Две редакции памятника (как полагают исследователи, авторские) были созданы в 1430 гг. известным книжником болгарского происхождения Константином Костенечским. Исследователи отмечают, что во всех повествовательных произведениях, посвящённых Лазарю (прежде всего, в «Слове...» Антония Рафаила Эпактита) очень силён риторический элемент. Главная задача этих текстов, по мнению исследователей, состоит не в жизнеописании героя, а в прославлении правителя, полководца и мученика (и при этом духовного победителя), поэтому содержащиеся в них исторические сведения достаточно скудные. Ситуация дополнительно осложнялась тем обстоятельством, что в средневековой сербской литературе не было примеров правителя-мученика (создание Григорием Цамблаком Жития короля-мученика Стефана Дечанского совпадает по времени с созданием Житий Лазаря и похвал ему). Позднее корпус текстов, связанных с церковным почитанием Лазаря, практически не расширялся. Лишь в эпоху Великого переселения сербов (между 1692 и 1694 гг.), как полагают исследователи, монах Киприан Рачанин составил стихиру Лазарю. Служба Лазарю включена во все издания «Сербляка» (Рымник, 1761 г.; Венеция (по ошибке указана Москва), 1765 г.; Белград, 1861 г.). После смерти деспота Стефана (1427 г.) уровень почитания Лазаря в Сербии, судя по косвенным признакам (отсутствие фресковых изображений и икон до конца XVI в.), заметно снижается. С конца XVII в. (эпохи Австро-турецких войн и массового переселения сербов на территорию Габсбургской империи) наблюдается устойчивое почитание Лазаря. Начиная с XVIII в. ему посвящено значительное число (не менее полутора десятков) церквей в Сербии, Боснии и на территории бывшей австрийской «военной границы» в хорватской Славонии. Помимо церковного культа Лазаря среди сербов получило широчайшее распространение его народное почитание, связанное с фольклорной традицией, посвящённой битве на Косовом поле. Оно возникает очень рано и зафиксировано уже в XV в. в «Записках» Константина Михайловича из Островицы, но по-настоящему широкое распространение приобретает с рубежа XVII и XVIII вв., после массового переселения сербов в 1690 г. в австрийские владения. Лазарь является героем (при этом главным, наряду с Милошем Обиличем) многих песен Косовского цикла, отдельным сюжетом для песен стала его отсечённая голова. На основе фольклорной в XVIII в. формируется новая литературная традиция («Притча о Косовском бое», «Троношский родослов»), в которой у прославленного героя-мученика значительно повышается статус: он оказывается в прямом родстве с Неманичами и Палеологами, ему устойчиво приписывается царский титул.

 



 
PR-CY.ru