ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР 649 г. - Страница 7

Теперь от лица «всех православных священников и мирян Востока» он просит осудить лжеучение. Затем в собрание была допущена делегация греческих игуменов и монахов, подавших докладную записку, в которой говорилось, что те, кто учат об одном действии и одной воле Христа, отвергают Халкидонский собор и повторяют учения Севира Антиохийского и Аполинария Лаодикийского (младшего), Нестория и Феодора Мопсуестийского, разрушавших «таинство Христа» либо слиянием, либо разделением двух Его природ. Епископов побуждали анафематствовать ересиархов, а также «Типос» и соборно утвердить учение о двух действиях и двух волях Христа. Прошение заканчивалось ходатайством о выполнении греческого перевода актов Собора. Среди 36 подписей на 34-м и 35-м местах стоят имена Максима Исповедника и его ученика Анастасия. Поскольку было сочтено необходимым объединить все обвинения против монофелитов, из архивов извлекли и зачитали послание Кипрского архиепископа Сергия папе Теодору от 643 г. и четыре послания африканских епископов: папе Теодору от «первенствующих членов» Соборов Нумидии, Бизацены и Мавритании, императору Константу II от Собора Бизацены, патриарху Павлу II от Собора Проконсульской Африки и послание папе Теодору от Виктора, епископа Карфагена. В заключение заседания папа Мартин заметил, что, хотя выдвинутых обвинений уже достаточно, порядок требует выслушать и собственные слова обвиняемых. 17 октября (на третьем деянии Собора) приступили к чтению монофелитских текстов. Начали с 11 фрагментов двух сочинений епископа Феодора Фаранского, которые папа подверг детальной критике, отметив, что некоторые выражения Феодора дают повод обвинять его в арианстве, докетизме, манихействе и аполинарианстве. Далее по предложению Бенедикта, епископа Аяччо, зачитали седьмую из девяти «глав» Кира Александрийского и послание Сергия Константинопольского Киру. Поскольку Кир ссылался на послание Гаю «святого Дионисия» (Ареопагита), принесли книгу его творений и прочитали соответствующий фрагмент, причём выяснилось, что его слова были искажены еретиками: он говорил о «новом богомужном действии» Христа, а они приписали ему учение об «одном действии». Чтобы показать, что Кир и Сергий повторяют учение монофизитов, заслушали ряд мест из писаний последователя Севира Антиохийского диакона Фемистия Александрийского (главы агноитов) с исповеданием «одного богомужного действия» Христа. Папа отметил абсурдность понимания термина «богомужное действие» в значении «одного действия», поскольку Христос при совершении действий Божественных и человеческих обнаруживал и единство, производя их поочерёдно и в тесном единении («per alternam ostensionem sive conglomerationem»), и различие, сохраняя их природные свойства. Затем зачитали «Эктесис», фрагменты Соборов, которые прошли в Константинополе в 638 и 639 гг. при патриархах Сергии и Пирре и письмо Кира Сергию, содержащее одобрение «Эктесиса», после чего папа закончил заседание кратким замечанием, что эти документы вполне обнаруживают ересь их составителей.

 



 
PR-CY.ru