ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР 649 г. - Страница 10

После этого высказался Максим Аквилейский с доказательствами того, что учение о двух волях и действиях Христа соответствует учению святых отцов и является единственно истинным. Деусдедит, епископ Каралы, остановился на творениях Кирилла Александрийского, показывая, что тот был противником монофелитства; он отметил, что отцы настоящего Собора – «преемники» (successores) святых отцов. Папа Мартин сделал акцент на том, что полнота двух природ Христа является необходимым условием спасения человека: при восприятии Богом Словом человеческой природы были сохранены и свойственные ей воля и действие, так что в каждой из двух Своих природ Христос обладает волей и действием (voluntarius atque operarius). Латеранский собор 649 г. авершился провозглашением исповедания веры и определением в двадцати правилах, которые охватывают богословское учение Латеранского собора 649 г. Исповедание веры (символ) Латеранского собора 649 г. повторяет Халкидонский орос с добавлением, который относится к главному для Латеранского собора 649 г. вопросу: «…И подобно тому, как [исповедуем мы] две Его природы, [исповедуем мы] и две согласно природе воли, Божественную и человеческую, и два природных действия, Божественное и человеческое, для совершенного и полного удостоверения, что совершенным по природе Богом и истинно совершенным человеком кроме одного лишь греха является Тот же Самый и единый Господь наш и Бог Иисус Христос, как волящий и совершающий Божески и вместе человечески (volens et operans divine et humane) наше спасение». Далее следуют двадцать правил Латеранского собора 649 г., или (по греческому тексту) «Определение в главах». Собственно богословие Латеранского собора 649 г. заключено в правилах 1–16, начиная с триадологии (правило 1), учения о Воплощении и мариологии (правила 2–4) с дальнейшим акцентом на полноте и сохранности двух природ Христа и их свойств (правила 5–9). Наконец, утверждаются дифелитство и диэнергизм (правила 10–11); отвергаются монофелитство и моноэнергизм (правило 12); указывается на недопустимость ставить учение об одной воле и одном действии в один ряд с православным, очевидно, подразумевая «примирительные» опыты «Эктесиса» и «Типоса» (правила 13–14); даётся православное толкование выражения «богомужное действие» (правило 15) и отвергается монофелитский аргумент, что две воли Христа якобы вносят разделение в «таинство домостроительства» (правило 16). Правила 1–11 имеют общее начало: «Если кто не исповедует по святым отцам в собственном смысле и истинно…» и общее заключение: «…Да будет осуждён». Подлежат осуждению те, кто не признают: «1. ...Отца, Сына и Святого Духа, Троицу в единице и единицу в Троице, то есть одного Бога в трёх Ипостасях единосущных и равных по славе, одно и то же у Трёх божество, природу, сущность, силу, господство, царство, власть, волю, действие, владычество несотворенное, безначальное, беспредельное, неизменное, созидательное для сущего, промышляющее и содержащее... 2. …Что Один из Святой, Единосущной и достойной поклонения Троицы, Бог Слово, сошёл с небес, и воплотился от Духа Святого и Марии Пресвятой Приснодевы, и вочеловечился, был распят плотью ради нас и нашего спасения, добровольно пострадал, был погребён и воскрес в третий день, взошёл на небеса и сидит одесную Отца, снова придет с Отеческой Его славой, вместе с плотью, разумно одушевлённой, которую Он воспринял, чтобы судить живых и мёртвых... 3. …Богородицей Святую Приснодеву Пречистую Марию, как в собственном смысле и истинно родившую Самого рождённого от Бога Отца прежде всех веков Бога Слово, в конце веков, бессеменно зачавшую Его от Святого Духа и без истления родившую, причём Её девство и после рождения осталось невредимым...

 



 
PR-CY.ru