ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР 649 г. - Страница 5

Рассматриваемый на нём круг вопросов очень ограничен: два действия и две воли Христа соответственно двум Его совершенным природам в неотделимой от этого сотериологической перспективе. Богословская аргументация была предельно традиционной: надлежало показать, что монофелитство и моноэнергизм являются новым и чуждым церкви учением, для чего требовалось установить церковное Предание во всём объёме (учение отцов церкви и пяти Вселенских соборов), а также тщательно сравнить его с положениями еретиков, древних и новых. Это определило широкое использование флорилегиев (что вообще было свойственно всей антимонофелитской полемике). Собор именуется в актах «святым и апостольским». Прямым основанием для этого было апостольское происхождение созвавшей его Римской кафедры, но такое наименование отражало и стремление организаторов придать Собору вселенский авторитет. Это стремление проявляется и в ряде других подробностей. На Соборе неоднократно подчёркивалась полная законность его созыва: епископы собрались «канонично, в силу апостольского авторитета» и «по властному повелению» папы. Не раз отмечались проистекающие из слов Христа апостолу Петру (Мф. 16:18–19) первенствующее положение Римского престола и его особый авторитет. При этом монофелитство папы Гонория обходилось молчанием. Второе деяние, на котором появились Стефан, епископ Дорский, «первенствующий член Собора при Иерусалимской патриаршей кафедре», и делегация греческих игуменов и монахов, а также было зачитано письмо Сергия, архиепископа Кипра, помимо прочего имело целью показать, что Собор выходит за рамки поместного римского, приобретая черты вселенского. Большое внимание было уделено правильной процедуре принятия решений, что противопоставляется монофелитским Соборам, носившим характер не только «нечестивый и еретический», но и «неканонический». Латеранский собор 649 г., приводя постановления всех предшествовавших Вселенских соборов, полагал себя их законным продолжением, утверждая своё «духовное согласие» и «общение Духа» с ними. Заключительное определение, продолжающее давнюю традицию анафем, и «Окружное послание», обращённое ко «всей полноте Церкви», также подразумевали универсальность и общеобязательность соборных решений. Многочисленными декларациями невиновности Ираклия и Константа II Латеранский собор 649 г. подчёркивал лояльность империи, но его заявка на вселенский авторитет без выполнения полагавшегося необходимым условия созыва Вселенского собора – санкции императора, сама по себе была вызовом Константинополю, не говоря уже о прямом противлении императорскому указу («Типосу»); Э. Каспар называет его «боевым Собором». Собор открылся 5 октября 649 г. в Латеранской базилике Рима под председательством папы Мартина. Всего состоялось пять заседаний, которые в латинском тексте актов именуются не «деяниями» («acta»), а «секретариями» («secretarii»), – либо по названию примыкавших к Латеранской базилике помещений, где проходили соборные заседания, либо, как полагает Р. Ридингер, ссылаясь на собрание греко-латинских параллелей юридических терминов поздней Античности «Hermeneumata Pseudodositheana Leidensia», собственно в значении соборного или «судебного» заседания.

 



 
PR-CY.ru