ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР 649 г. - Страница 9

Следующий отдел, «О природных волях Христа Бога нашего» (44 цитаты), показывает, что святые отцы признавали наличие во Христе воли Божественной и воли человеческой; как человек, Он добровольно принимал на Себя страдания, повинуясь воле Божьей. Последний отдел флорилегия, «О природных действиях Христа Бога нашего» (35 цитат), показывает веру святых отцов в два Его природных действия. «Святой Собор» резюмировал это чтение указанием на то, что из него хорошо видно противоречие Кира, Сергия, Пирра и Павла святым отцам, недвусмысленно учившим о двух волях и двух действиях так же, как они учили о двух природах. Собор заявил о своём полном согласии со святыми отцами и Вселенскими соборами и провозгласил осуждение тем, кто не принимают всего «проповеданного и определённого» ими. В этом комментарии Собора даётся синтез диэнергистской и дифелитской христологии святых отцов через обзор методологических направлений их аргументации: «Не только определительно (definitive), но и догматически (dogmatice)», с применением Священного Писания, силлогизмов и естественных законов (secundum scripturas, syllogistice, naturaliter), «аподиктически, полемически и с помощью примеров (demonstrative, agonistice, per exempla), а проще говоря, посредством всякого способа и разумного довода, каковые законно и мужественно сплетая в защиту воплотившегося Слова и сражаясь с противостоящими им еретиками», святые отцы «исповедали и другим передали, дабы исповедовали [две] воли и [два] действия Того же Самого и единого Христа, провозгласив их посредством числа и имён, местоимений, тождества, различия, качества, свойства, силы, а проще говоря, посредством всякого разумного довода и положения, коими у них могло быть непременно и всячески доказано их (воль и природ) истинное подтверждение и удостоверение». И дальше каждый из упомянутых «способов» доказательства иллюстрируется соответствующей святоотеческой цитатой. По замечанию Э. Конте, рассуждение такой философской ясности и богословской глубины не могло принадлежать кому-либо иному в «латинском» Риме середины VII в., как только преподобному Максиму Исповеднику. Зачитанная затем подборка еретических текстов разделяется на две части. Первая часть: тексты «еретиков, сливающих [природы]» – арианского епископа Александрии Лукия, Аполлинария и его ученика Полемона, Севира Антиохийского, монофизитского патриарха Александрии Феодосия I, Фемистия, монофизита-феодосианина Коллута и Юлиана Галикарнасского (33 цитаты). Вторая часть: тексты «еретиков, разделяющих [природы]», – Феодора Мопсуестийского, Нестория, несториан Павла и Феодула и из так называемого письма Ивы Эдесского (девять цитат). Если для первых монофелитство и моноэнергизм были прямым следствием их монофизитской христологии, для несториан тождество действий и воль было одним из способов выражения внешнего единства Христа. После этого чтения папа Мартин отметил согласие древних еретиков с новшествами Кира, Сергия, Пирра и Павла, показывая это пятью ясными и лаконичными сопоставлениями фрагментов сочинений тех и других по главным аргументам монофелитов. По словам папы, «зачинщики новшества» (auctores novitatis) заслуживают тех же анафем, что и древние еретики, но они зашли дальше последних, поскольку к смущению верных утверждают, будто на их стороне святые отцы и Халкидонский обор.

 



 
PR-CY.ru