«ЛЖЕИСИДОРОВЫ ДЕКРЕТАЛИИ» - Страница 3

В начале помещены краткий трактат «О первоначальной Церкви и Никейском Соборе» и «Постановление Константина» (см. «Константинов дар»). В третью часть сборника, имеющую особое оглавление, вошли папские декреталии и постановления Римских Соборов. Этот раздел соответствует второй, «декретальной», части «Испано-галло-отёнского собрания», но бóльшая часть включённых в него текстов, по мнению исследователей, является подложной, а подлинные тексты содержат многочисленные интерполяции; есть и псевдоэпиграфы, составленные до «Лжеисидора» (например, «Постановление Сильвестра», одна из так называемых фальшивок папы Симмаха; 498–514 гг.). Часть подлинных текстов, например, декреталии Иннокентия I, Льва I Великого и Геласия I, заимствована из «Собрания Кенеля» («Collectio Quesnelliana»); некоторые послания, в том числе интерполированные декреталии Льва I Великого, отсутствуют в редакции A/B. Последний текст, включённый в «Лжеисидорово собрание», – постановления Римского Собора, состоявшегося в 721 г., при папе Григории II (эти постановления завершают также «Собрание Дионисия-Адриана»). 3. «Главы Ангильрамна» («Capitula Angilramni») – трактат о порядке рассмотрения обвинений, выдвинутых против епископов. Согласно заголовку, «Главы...» составлены на основе «греческих и латинских канонов, римских синодов и декреталий Римских предстоятелей и повелителей», посланных папой Адрианом I (772–795 гг.) Мецскому епископу Ангильрамну (768–791 гг.). В «Главах...» использованы памятники римского права (Кодекс Феодосия и «Сентенции» Павла, сохранившиеся в «Бревиарии Алариха»); сборники канонов, прежде всего, «Собрание Дионисия-Адриана» и «Испано-галло-отёнское собрание»; сочинения Кассиодора, Исидора Севильского и других авторов. Основная тема трактата – судебный иммунитет клириков и особенно епископов, их неподсудность светской власти. 4. Сборник капитуляриев Бенедикта Левиты, задуманный как приложение к своду капитуляриев Ансегиза, посвящён обоснованию свободы церкви от светской власти и от господства мирян. Вопреки заглавию («Capitula»), сборник состоит, в основном, не из капитуляриев франкских правителей, а из отдельных канонов, бóльшая часть которых составлена на основе Священного Писания, трудов отцов церкви и подлинных канонических памятников. Составитель называет себя диаконом из Майнца, но в действительности свод был создан «Лжеисидором» (имя Бенедикта Левиты, как и Исидора Меркатора, исследователи считают псевдонимом). Кроме четырёх основных памятников, «Лжеисидору» принадлежит, по мнению исследователей, компиляция из отредактированных фрагментов деяний Халкидонского собора, составленных римским диаконом Рустиком, и другие тексты, в том числе отражающие промежуточные стадии работы над «Лжеисидоровыми декреталиями». Так, исследователи высказывали мнение, что «Лжеисидор» составил отредактированные версии не только «Испано-галльского собрания», но и других канонических сводов, прежде всего, «Собрания Дионисия-Адриана» и «Собрания Кенеля». Составители «Лжеисидоровых декреталий» использовали, прежде всего, материалы, содержавшиеся в «Испано-галльском собрании», редактировали и дополняли их на основании других канонических сводов. «Лжеисидор» не только подделывал канонические тексты, но также интерполировал их, снабжал ложными атрибуциями и тенденциозными толкованиями.

 



 
PR-CY.ru