«ЛЖЕИСИДОРОВЫ ДЕКРЕТАЛИИ» - Страница 8

По мнению Э. Ниббса, на раннем этапе конфликта монахи Корби под руководством Валы и Пасхазия Радберта подготовили материалы – «Испано-галло-отёнское собрание» и первоначальную версию «Лжеисидоровых декреталий». Работа началась не позднее 833 г. Об этом свидетельствует эпизод, включённый Радбертом Пасхазием в жизнеописание Валы: во время встречи с папой Григорием IV монахи вручили ему канонические труды отцов церкви и древних понтификов, в которых говорилось, что с папой Римским «пребывает полнота возвышенного могущества («auctoritas») блаженного Петра и подлинная власть («viva potestas»); ему подобает судить всех, но его самого никто судить не вправе». Необходимость в фальсификации канонов была связана с позицией большинства франкских епископов, выступивших в поддержку императора против папы Римского и его союзников. В послании папы Григория IV, автором которого, скорее всего, как полагают исследователи, был Пасхазий Радберт, среди аргументов в пользу права любого епископа апеллировать к Папскому престолу приведены цитаты из «Испано-галльского собрания». После изгнания Валы (834 г.) работу над «Лжеисидоровыми декреталиями», по мнению исследователей, возглавил Пасхазий Радберт, стремившийся защитить епископов, которые оказались в опасности. Часть предполагаемых создателей «Лжеисидоровых декреталий» последовали за Валой в Италию; как полагают исследователи, после кончины аббата (836 г.) они составили сборник Псевдо-Дамаса, на основе которого позднее возникла краткая редакция А2 (в этом сборнике были использованы постановления Ахенского собора 836 г.). Однако после смерти Людовика Благочестивого (840 г.) и войны между его наследниками (840–843 гг.) работа над «Лжеисидоровыми декреталиями» прекратилась. Как полагают исследователи, Пасхазий Радберт, который возглавлял монашескую общину Корби в 843–851 гг., препятствовал завершению работы и публикации текстов. Только после его отречения «Испано-галло-отёнское собрание» и «Лжеисидоровы декреталии» были переработаны в «Лжеисидорово собрание». Это было сделано двумя группами редакторов: монахи Корби, скорее всего, как полагают исследователи, ученики и помощники Пасхазия Радберта, составили редакцию A/B; одновременно в другом месте, по мнению исследователей, при епископской кафедре, была создана редакция А1. Инициатива, как полагают исследователи, принадлежала оппонентам архиепископа Гинкмара Реймсского, которые пытались ограничить его полномочия (заказчиком редакции А1 мог быть епископ Гинкмар Ланский). Самые ранние свидетельства о «Лжеисидоровых декреталиях» исследователи относят к середине IX в. В споре о юрисдикции с Гинкмаром Реймсским архиепископ Титгауд Трирский (846/847 – 863 гг.), требовавший признать его примасом Бельгийской Галлии (церковных провинций Реймс и Трир), опирался на предложенную «Лжеисидором» идею примаса-патриарха. На собрании прелатов и знати в Кьерзи (14 февраля 857 г.) был опубликован капитулярий короля Карла Лысого против расхитителей церковного имущества; в его состав вошло «Соборное увещевание» («Admonitio synodalis»), написанное Гинкмаром Реймсским, который цитировал «Лжеисидоровы декреталии» и капитулярии Бенедикта Левиты. Цитаты из «Лжеисидоровых декреталий» содержатся также в сочинении «О церквах и капеллах», составленном Гинкмаром Ремсским в 857 или 858 г. В 858 г. Луп из Ферьера обратился к папе Римскому Николаю I Великому (858–867 гг.) с вопросом о низложении епископа, потерявшего рассудок, ссылаясь на подложную декреталию папы Мильтиада. Однако в ответном послании понтифик обошёл вопрос о декреталии молчанием.

 



 
PR-CY.ru