«ЛЖЕИСИДОРОВЫ ДЕКРЕТАЛИИ» - Страница 6

По мнению исследователей, издание П. Хиншиуса не отражает рукописную традицию памятника и не может дать представление об отдельных редакциях текста. Исследователи отмечают, что большинство «Лжеисидоровых декреталий» посвящены вопросам, актуальным для Франкской церкви в IX в. В более ранних канонических сборниках почти не рассматривались вопросы, связанные с иммунитетом и юрисдикцией епископов, неприкосновенностью церковного имущества и правом частной церкви. Недостаточность церковно-правовых норм усугублялась отсутствием признанных механизмов законодательного процесса и ограниченными навыками франкских учёных в области интерпретации канонического права. Таким образом, франкские канонисты «были фактически вынуждены прибегать к фальсификациям». «Лжеисидор» осознавал, что среди его источников были псевдоэпиграфы; в предисловии он указывал на неподлинность «Апостольских правил», авторитет которых, однако, признавали отцы церкви и участники Соборов. Составители «Лжеисидоровых декреталий» действовали исходя из убеждения в пользе их трудов для церкви, нуждавшейся в новых канонических нормах. По мнению исследователей, о бескорыстии «Лжеисидора» может свидетельствовать тот факт, что внимание фальсификаторов было сосредоточено на защите прав епископов и на укреплении позиций церковной иерархии. Несмотря на то что «Лжеисидоровы декреталии», скорее всего, как полагают исследователи, создавались в монастыре, их составители не пытались подчеркнуть привилегии монашеских обителей. Каноны, составленные «Лжеисидором», были призваны обосновать свободу церкви от влияния светской власти, предотвратить вмешательство мирян в жизнь церкви и защитить церковное имущество от их посягательств, укрепить дисциплину и нравственность клириков, консолидировать церковную иерархию. «Лжеисидор» был заинтересован, прежде всего, в защите прерогатив епископов, которые, по его мнению, нарушали митрополиты и хорепископы, а также в ограничении влияния Соборов, на которых принимались решения, угодные светской власти. С помощью сложных и противоречивых указаний «Лжеисидор» попытался затруднить процедуру низложения епископа и сделать фактически невозможным судебное преследование церковных иерархов. Канонисты подчёркивали, что любой клирик имел право апеллировать к Папскому престолу; они делали акцент на прерогативах папы Римского, которого они представляли как единственного главу церкви, имевшего право судить и низлагать епископов. Таким образом, «Лжеисидор» выступал за укрепление власти Папского престола. Пытаясь ограничить власть митрополитов над епископами-суффраганами, канонисты ввели понятие «примас», под которым они подразумевали старшего митрополита области, аналогичного восточным патриархам (термин «примас» был заимствован из канонов африканских Соборов, в которых этим словом именовались митрополиты). О времени, месте и обстоятельствах создания «Лжеисидоровых декреталий» ведутся дискуссии. Указывая на «большой объём работы и тщательную подготовку» текстов, Х. Фурманн утверждал, что «Лжеисидор» должен был располагать обширной библиотекой. Исследователи высказывали мнение, что «Лжеисидоровы декреталии» были составлены в Ле-Мане наряду с такими апокрифическими текстами, как «Деяния Ле-Манских епископов» и «Деяния господина Альдрика» (их целью была защита епископа от притязаний правителей Бретани). По другой версии, «Лжеисидор» принадлежал к клирикам придворной капеллы короля Карла Лысого (840–877 гг.).

 



 
PR-CY.ru