«ЛЖЕИСИДОРОВЫ ДЕКРЕТАЛИИ» - Страница 2

В него включены постановления Соборов (почти все тексты содержат интерполяции) и около сотни папских декреталий от Климент I до Григория I Великого и Григория II (715–731 гг.) (бóльшую часть текстов исследователи называют подложными, остальные содержат интерполяции). В предисловии составитель сборника называет себя Исидор Меркатор (это имя образовано из имён Исидора Севильского и Мария Меркатора). В Средние века «Лжеисидорово собрание» нередко приписывали Исидору Севильскому; термин «Лжеисидор» впервые использовал протестантский историк и полемист Дэвид Блондель (1591–1655 гг.) в трактате о подложности «Лжеисидоровых декреталий». Исследователи выделяют несколько редакций «Лжеисидорова собрания» (исследователям известно не меньше 115 рукописей). В полных редакциях А1 и A/B сборник состоит из трёх частей: в первый собраны папские декреталии от Климента I до Мильтиада (311–314 гг.), во второй – постановления Соборов от Никейского (325 г.) до XIII Толетского (683 г.), в третий – папские декреталии от Сильвестра I (314–335 гг.) до Григория II. Самая ранняя рукопись редакции (А1) была создана во второй половине IX в. в Северной Франции. Рукопись содержащая лишь третью часть сборника в этой редакции, находилась в распоряжении Гинкмара, епископа Ланского (858–875 гг.), который использовал «Лжеисидоровы декреталии» в полемике со своим дядей архиепископом Гинкмаром Реймсским (845–882 гг.). Редакция A/B ближе всего соответствует «Испано-галло-отёнскому собранию» (её важнейшая рукопись создана во второй половине IX в. в аббатстве Корби). По мнению исследователей, из Корби происходит также фрагмент IX в. Впоследствии на основе редакции A/B были составлены редакции В и С. Краткая редакция А2 содержит только декреталии Римских пап от Климента I до Дамаса I, снабжённые нумерацией и рубриками. В клюнийскую редакцию «Лжеисидорова собрания» включены только первая и третья части сборника (самая ранняя рукопись относится к третьей четверти IX в.). По мнению К.Г. Шона, клюнийская редакция восходит к тому же образцу, что и редакция A/B, но Э. Ниббс считает её ранней версией редакции А1. Полные версии «Лжеисидорова собрания» открываются предисловием Исидора Меркатора, в котором говорится о происхождении источников канонического права и о необходимости собрать их тексты воедино. В начале первой части помещено послание Карфагенского епископа Аврелия (427–430 гг.) папе Римскому Дамасу I и ответ понтифика, в котором сообщается, что Дамас отправил Аврелию канонические тексты (оба послания исследователи считают подложными). Далее помещён чин проведения Собора («Оrdo de celebrando concilio»; заимствован из «Испано-галльского собрания»), оглавление первой и второй частей сборника, «Апостольские правила» (из «Испано-галло-отёнского собрания» и «Собрания Дионисия-Адриана») и 60 папских декреталий, в основном, составленных «Лжеисидором» (среди них есть более ранние псевдоэпиграфы, например, первое и второе послания Климента). Содержание второй части «Лжеисидорова собрания», где помещены постановления Соборов, в целом соответствует «Испано-галло-отёнскому собранию» (эти тексты восходят к первой части «Испанского собрания», в которую также включены соборные каноны).

 



 
PR-CY.ru