ЛАНФРАНК - Страница 18

О сильной зависимости толкований Ланфранка от его источников свидетельствует различная по тональности оценка Закона в комментарии на Послание к Римлянам и в комментарии на Послание к Галатам. Поскольку во втором комментарии Ланфранк опирался на полный текст Августина Блаженного и на комментарий Феодора Мопсуестийского, он повторял содержащиеся в них негативные оценки Закона как инструмента, который показывает человеку его грех, но не может освободить человека от греха; постоянной темой комментария становится учение о необходимости для спасения прямого воздействия на человека благодати Божьей. Типичное августиновское учение о непреодолимом воздействии на человека благодати, осуществляющей его спасение, исследователи встречают и в комментарии к другим Посланиям; например, рассматривая отрывок из Послания к Ефесянам (Еф. 2:8–10), Ланфранк писал: «Бог создал нас, чтобы мы веровали в Иисуса Христа и чтобы мы совершали добрые дела, которые Он предназначил для нас посредством Своей благодати». Поскольку сочинение «О Теле и Крови Господа» было создано как адресованное Беренгарию Турскому письмо, в большинстве рукописей исследователи встречают его без заглавия, а в изданиях оно публиковалось под разными условными названиями; в настоящее время наиболее часто употребляется краткое название «О Теле и Крови Господа» («De corpore et sanguine Domini»). В современных изданиях сочинение разделяется на 23 главы. В некоторых рукописях во второй главе помещён текст исповедания, оглашённого Беренгарием Турским на Латеранском соборе 1079 г., однако у исследователей нет оснований считать, что Ланфранк возвращался к работе над сочинением после его завершения около 1063 г., вследствие чего раздел с исповеданием, по мнению исследователей, является позднейшей интерполяцией переписчиков. В сочинении исследователи выделяют следующие смысловые разделы: 1) вводное обращение Ланфранка к Беренгарию Турскому, содержащее упрёки в непослушании церкви, клятвопреступлении и распространении еретических заблуждений среди несведущих и простых людей; 2) историко-богословское рассмотрение предложенной Беренгарием Турским интерпретации событий, связанных с осуждением его учения; Ланфранк выступает с апологией действий кардинала Гумберта и решений церковных Соборов, а также сообщает о собственной роли в деле Беренгария Турского и в его осуждении; 3) содержательное рассмотрение основных положений учения Беренгария Турского и разбор предлагаемых им авторитетных высказываний отцов церкви; 4) изложение истинного учения о евхаристии, для обоснования которого Ланфранк приводит подборку цитат из сочинений Августина Блаженного и отцов церкви.

 



 
PR-CY.ru