ЛАНФРАНК - Страница 17

Наиболее наглядно экзегетический метод Ланфранка представлен в комментарии на Послание к Римлянам. Следуя логике изложения вероучительного материала у апостола Павла, Ланфранк подчёркивал определяющее значение обетования Божия и намерения Бога осуществить спасение человека, выделяя и поясняя те отрывки Послания, в которых говорится об условиях и обстоятельствах осуществления дела спасения. Поскольку обетование Божие первоначально было дано евреям, которые находились под властью ветхозаветного Закона, Ланфранк интерпретировал Закон как необходимый этап в реализации Божественного плана спасения. Ланфранк сглаживал характерное для апостола Павла противопоставление Закона и веры, отмечая, что апостол Павел осуждает не следование Закону в целом, но лишь плотское понимание Закона, следствиями которого стали отказ иудеев от веры и неприятие ими спасительного искупления, совершённого Иисусом Христом. Желание Ланфранка свести все критические высказывания апостола Павла в отношении Закона к осуждению внешних форм иудейского благочестия демонстрирует неоднократное использование им термина «соблюдение плотских предписаний» («carnales observationes»), который он предлагает в качестве поясняющего синонима к таким выражениям апостола Павла, как «дела закона» (Рим. 3:20), «ветхая буква» (Рим. 7:6), «закон праведности» (Рим. 9:31) и т.п. Однако эти же предписания, если они «поняты духовно», согласно Ланфранку, являются путём к истинной праведности, которая в то же время недостижима без веры во Христа. Высказывания апостола Павла о невозможности для человека исполнить Закон (см.: Рим. 8:3–8) Ланфранк, опираясь на переработанные им высказывания Августина Блаженного, интерпретировал как имеющие не абсолютный, а относительный смысл: «Не человек не может, но плотские помышления не могут. Не природа не может, но порочность не может. Точно так же можно сказать: хромота не покоряется прямому хождению, да и не может. Нога может, а хромота не может». Таким образом, повреждённая природа человека не могла исполнить Закон, однако восстановленная после пришествия в мир Иисуса Христа природа может и должна совершать необходимые для приобретения праведности дела. Опираясь на такое представление о Законе, Ланфранк интерпретировал слова апостола Павла о спасении верой как указание на возможность спасения до Закона и вне Закона, а не как отвержение необходимости добрых дел и праведности для спасения: «Когда апостол говорит, что человек спасается посредством веры без дел («per fidem sine operibus»), он говорит это не в том смысле, что следует презирать дела праведности, после того как заповедана и принята вера, но таким образом он указывает, что человек мог бы оправдаться верой, даже если бы этой вере не предшествовали дела закона».

 



 
PR-CY.ru