ЛАНФРАНК - Страница 15

Считая своим важнейшим и первоочередным долгом практическое служение церкви сначала в качестве монаха и учителя, а затем в качестве церковного администратора, Ланфранк не проявлял заметного интереса к теоретическому богословию и к систематической литературной работе. Его литературное и богословское наследие исследователи считают точным отражением тех задач, с которыми Ланфранк сталкивался в церковной деятельности. Комментарии, из которых целиком сохранилась лишь лаконичная глосса к Посланиям апостола Павла, отражали содержание лекций Ланфранка по предметам тривиума и по Священному Писанию; в целом они имели служебный и вспомогательный характер. Единственное в строгом смысле богословское сочинение Ланфранка «О Теле и Крови Господа» сравнительно невелико по объёму и малооригинально по содержанию. Во многом исследователи объясняют это тем, что именно богословскую оригинальность, т.е. стремление вводить в богословие новые понятия и идеи, Ланфранк считал корнем заблуждений Беренгария Турского, с которым вёл полемику. В области богословия Ланфранк был убеждённым консерватором и традиционалистом; выступая решительно против тенденции проверять учение церкви путём логических и диалектических умозаключений, он считал задачей теолога исключительно изложение и разъяснение тех патристических интерпретаций Священного Писания и богословских концепций, которые прошли рецепцию в церкви и стали частью церковного Предания. Собрание сочинений Ланфранка было впервые издано в XVII в. Люком д'Ашери («Opera omnia». Париж, 1648 г.); издание Люка д'Ашери легло в основу двух изданий XIX в., в которых были использованы некоторые дополнительные рукописи и материалы: Джона Аллена Джайлза («Opera quae supersunt omnia», Париж, 1844 г., два тома) и Жана Поля Миня. В XX–XXI вв. были подготовлены критические издания с параллельным английским переводом писем Ланфранка и сочинение «Монашеские установления». Краткий «Комментарий на Послания апостола Павла» был составлен Ланфранком в 1050–1060 гг., во время чтения лекций по Священному Писанию в монастыре Бек. Из писем Ансельма Кентерберийского исследователям известно, что, уже став архиепископом, Ланфранк попросил Ансельма прислать из Бека в Кентербери рукопись Посланий с комментарием (согласно заключению исследователей, речь шла именно о собственном комментарии Ланфранка). В XI в. «Комментарий...» Ланфранка пользовался значительной популярностью (он сохранился более чем в десяти рукописях). В большинстве рукописей текст «Комментария...» представлен в виде глоссы, т.е. сопровождает полный текст Посланий и размещается частично на полях, частично между строками. Перед каждым из Посланий помещено краткое предисловие с обзором содержания. Нередко переписчики совмещали текст Ланфранка с цитатами из других комментариев, атрибуируемых Августину Блаженному, Амвросию Медиоланскому и другим отцам церкви (при публикации текста в XVII в. Люк д'Ашери использовал утраченную ныне рукопись именно такого типа). В дальнейшем подготовленный Люком д'Ашери текст был переиздан под заглавием «Комментарии на все Послания апостола Павла» без существенных изменений.

 



 
PR-CY.ru