КОРНИЛИЙ СОТНИК - Страница 8

Во второй сцене почивший святой лежит на одре, в сложенных на груди покровенных руках – Евангелие. Успение Корнилия Сотника также представлено на миниатюре в рукописи с житиями святых (XI в., Венеция). В Минологии на сентябрь (конец XI в., Константинополь) «Житие» святого под 13 сентября предваряет миниатюра, где Корнилий Сотник изображён в молении; средовек с тёмными волосами и короткой бородой, облачён в длинное светское платье голубого цвета с фигурными горловиной и подолом синего цвета; архитектурное сооружение округлой формы обозначает, по мнению исследователей, его дом; в правом верхнем углу композиции – небесный сегмент с исходящими двумя лучами. В минейном цикле в росписи нартекса церкви Святой Троицы монастыря Козия (между 1390 и 1391 гг.) под 13 сентября помещено изображение распятого на кресте святого. Он в возрасте Христа, темноволос, борода короткая, из одежд – лишь препоясание. Надпись удостоверяет, что это – сцена мучения Корнилия Сотника. В настенный минологий церкви Христа Пантократора монастыря Дечаны (около 1350 г.) включена сцена перенесения мощей Корнилия Сотника. Надпись не сохранилась, изображение идентифицируется исследователями по одеждам святителя, упоминанию в «Житии» святого о перенесении мощей и совершившемся при этом чуде, а также по расположению сцены под 13 сентября. Единоличные изображения Корнилия Сотника входят в состав минологиев, рукописных, храмовых настенных, иконных. Так, в паре с мученицей Феодорой Александрийской (память 11 сентября) он изображён на миниатюре в греко-грузинской рукописи (так называемой Афонской книге образцов, конец XV в., Российская национальная библиотека) – в рост, в фелони, с омофором, голова не покрыта, в левой руке – кодекс, обликом напоминает Иоанна Златоуста. В настенных минологиях: предположительно в церкви Благовещения монастыря Грачаница (около 1320 г.; сохранились без надписей ростовые фигуры святителя в крещатой ризе и мученика в красном плаще); в церкви великомученика Димитрия Маркова монастыря близ Скопье (Македония; 1376–1381 или 1380–1381 гг.; погрудно, идентифицируется по надписи); в пронаосе храма монастыря Воронец (1546 г.); в притворе церкви святых Апостолов в Пече (1561 г.; по колени). На иконах: «Минея годовая» (первая половина XVI в., Музей икон, Рекклингхаузен) – средовек с короткой бородой; атрибуты святого отражают мученический и воинский аспекты его почитания: в правой руке держит крест, хотя изображён без лат, в его облачении сохраняется тип «одежд римских воинов» (две ризы – длинная сине-зелёная и охристая короткая, поверх – красный плащ). В гравированных святцах Григория Павловича Тепчегорского (1722 г., Российская государственная библиотека, Литературный музей) Корнилий Сотник показан сообразно описанию в руководстве для иконописцев Виктора Доримедонтовича Фартусова – старцем с вьющимися волосами и длинной округлой бородой, в святительских одеждах, но в левой руке держит не хартию, а посох.

 



 
PR-CY.ru