КОРНИЛИЙ СОТНИК - Страница 4

Служба Корнилию Сотнику, составленная преподобным Иосифом Песнописцем, дошла под 12 сентября в двух грузинских гимнографических сборниках XII в. в коллекции Иерусалимской патриархии. Перевод был выполнен в XI в. преподобным Георгием Святогорцем, служба содержит стихиру на «Господи, воззвах» первого гласа, прокимен и канон. В палестино-грузинском календаре X в. память Корнилия Сотника отмечена под 20 октября. В древнерусских календарях память Корнилия Сотника исследователи встречают под всеми датами, известными им из византийской агиографической традиции: 11 сентября (например, в «Месяцесловах Апостола» – Исторический музей, 1307 г., и «Евангелии Симеона Гордого», 1343–1344 гг.), 13 сентября (в большинстве месяцесловов), 19 октября (в месяцеслове «Евангелия Мстислава Великого», начало XII в.) и 20 октября (например, в месяцеслове Евангелия – Исторический музей, 1358 г.). Постепенно 13 сентября стало единственной датой памяти этого святого. В нестишных Прологах краткой редакции память Корнилия Сотника вместе с памятью мучеников Димитрия, Еванфии и Димитриана приводится под 11 сентября без житийного текста, а «Житие» этого святого помещено под 20 октября. В древнейших списках «Пролога» краткой редакции место и время поставления Корнилия Сотника епископом указано по-разному: «в Леандре», «в Алеандре», «в Александре», «в Александрии»; «в лета Андрея», «в лета святых апостол». Греческие источники этой проложной статьи позволяют исследователям уточнить название города, где был епископом мученик Димитрий: в Синаксаре XII в. указан Меандр, а в «Минологии императора Василия II» – Скамандр. Поскольку дальше в «Прологе» даётся уточнение «рекше в Скитьстем граде, близ Авида», то исследователям становится ясно, что речь идёт о Скамандре, который (как и Авидос) находился в Троаде. Исследователи полагают, что под «Скитстем градом» подразумевается находившийся напротив Авидоса, на другом берегу Геллеспонта, Сест, а не расположенный в глубине Троады Скепсис (как считает Лариса Викторовна Прокопенко). В данном проложном «Житии» не упоминается о мученической кончине Корнилия Сотника: согласно этому тексту, он «с миром скончася». Нестишной «Пролог» пространной редакции содержит «Житие» Корнилия Сотника под 13 сентября. Согласно этому источнику, апостол Пётр поставил Корнилия Сотника епископом в «Костянтине Палестиньстеи» (т.е. в Кесарии Палестинской), и тот принял мученическую смерть за Христа «от неверных». В стишном «Прологе» «Житие» Корнилия Сотника также находится под 13 сентября. В нём повествуется, как Корнилий Сотник был послан апостолом Петром в «Скепсейский град», где крестил жителей и князя Димитрия с семьёй, но не говорится о мученичестве: «...Тем апостольское житие пожив к Господу отиде». В Великие Минеи Четьи включены все три проложные версии «Жития» Корнилия Сотника: под 13 сентября помещены тексты из нестишного «Пролога» пространной редакции и из стишного «Пролога», под 20 октября – из нестишного «Пролога». Из противоречивой информации о месте епископства Корнилия Сотника и об обстоятельствах его кончины Ростовский митрополит Димитрий выбрал для своих Четьих Миней следующее: в заглавии «Жития», помещённого под 13 сентября, Корнилий Сотник назван священномучеником, несмотря на то что в тексте говорится о его мирной кончине (город, где святой проповедовал Христа, назван «Скипсеосейстем градом»). В южно-славянских рукописях с XV в. исследователи встречают пространное «Житие» Корнилия Сотника, написанное Симеоном Метафрастом.

 



 
PR-CY.ru