КОРНИЛИЙ СОТНИК - Страница 5

Память Корнилия Сотника отмечается 29 октября в древнем иерусалимском «Лекционарии» V–VIII вв., сохранившемся в грузинском переводе. В этот день на литургии назначаются чтения 2 Кор. 8:16–24, аллилуиарий со стихом из Пс. 66, Евангелие Лк. 24:13–35. Согласно «Типикону Великой церкви» IX–XI вв., память Корнилия Сотника отмечается 20 октября; богослужебное последование не описано. В этот же день в архаичной грузинской Минее X в. содержится служба Корнилию Сотнику, включающая канон и два цикла стихир. В различных редакциях Студийского устава память Корнилия Сотника отмечается 13 сентября. Согласно «Студийско-Алексиевскому Типикону» 1034 г., отражающему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского «Синаксаря», богослужебное последование Корнилию Сотнику, состоящее из канона и цикла стихир-подобнов, соединяется со службами Октоиха и предпразднства Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Там же содержится заметка, что первоначально 13 сентября совершалась служба с пением на утрене «Аллилуия», но в Студийско-Алексиевском монастыре стали петь службу с «Бог Господь» и тропарём (т.е. более торжественную) ради предпразднства Крестовоздвижения (таким образом, праздничные элементы службы 13 сентября не имеют отношения к памяти Корнилия Сотника). В рукописных славянских Минеях студийской традиции помимо канона и цикла стихир Корнилию Сотнику назначается также седален. В «Евергетидском Типиконе» второй половины XI в. служба 13 сентября имеет тот же состав, что и в «Студийско-Алексиевском Типиконе»; на литургии Корнилию Сотнику назначается прокимен из Пс. 32 и Апостол (Деян. 10:1-? – конец чтения исследователям неясен). В афонских (например, в «Типиконе Георгия Мтацминдели середины XI в.) и южно-италийских (например, в «Мессинском Типиконе» 1131 г.) редакциях Студийского устава память Корнилия Сотника 13 сентября отсутствует, её, как полагают исследователи, вытесняет праздник Обновления (Освящения) храма Воскресения Господня в Иерусалиме.

 



 
PR-CY.ru