КОРНИЛИЙ СОТНИК - Страница 2

Приглашение апостола Петра в дом Корнилия Сотника и их совместная трапеза являются одними из ключевых примеров (наряду с Деян. 15:20, 29; Гал. 2:12) для разрешения вопроса о запрете принимать пищу с христианами из язычников. Формально Корнилий Сотник не был первым язычником, обращённым в христианство (см. рассказ об обращении эфиопского евнуха – Деян. 8:27–39), но именно после этого события началось распространение христианства среди язычников (Деян. 11:1). В главе 11 книги «Деяния святых апостолов» история обращения Корнилия Сотника пересказана ещё раз, словами апостола Петра, тем самым автор книги апостол и евангелист Лука подчёркивает важность крещения Корнилия Сотника и его домочадцев для всего дела христианской миссии. В раннехристианской экзегезе Корнилий Сотник служит назидательным примером силы молитвы, величия дара милостыни, а также того, что одних добрых дел без искренней веры в Бога недостаточно для спасения. В так называемых Псевдоклиментинах (III в.) приводится предание о том, что после своего обращения Корнилий Сотник исцелился от одержимости бесами и помогал апостолу Петру и его спутникам в борьбе с Симоном Волхвом. Впоследствии на греческом языке были составлены «Мученичества» Корнилия Сотника, Эпитома и Чудеса. Согласно Мученичеству, написанному Симеоном Метафрастом (X в.), после крещения Корнилий Сотник путешествовал с Петром и другими апостолами, проповедуя Евангелие, а затем был направлен ими в город Скепсис в Малой Азии, жители которого пребывали во мраке идолопоклонства. Там он обратил ко Христу правителя Димитрия, его жену, сына (см. ст. мученики Димитрий, Еванфия и Димитриан) и впоследствии всех жителей города. Корнилий Сотник дожил до глубокой старости, узнав о приближающейся кончине, дал последние наставления верующим и с миром отошёл ко Господу. Димитрий с семьёй, пресвитер Евномий и христиане Скепсиса с честью похоронили Корнилия Сотника близ развалин языческого храма. На месте его погребения вскоре вырос терновый куст и со всех сторон укрыл могилу, так что только присутствующие на похоронах знали, где она находится. Долгое время там происходили различные чудеса. После смерти современников Корнилия Сотника его могила была заброшена. Однажды в Скепсис прибыл Сильван (Силуан), епископ Троады (первоначально был назначен Константинопольским архиепископом Аттиком (406–425 гг.), епископом Филиппополя, а затем Троады; следовательно, описываемые в «Мученичестве» события относятся к первой половине V в.). Святой явился епископу в ночном видении и открыл место своего погребения. Он повелел воздвигнуть храм в месте, называемом Пандохион (Pandochium; в переводе на русский – «постоялый двор»), и перенести туда его останки. Усердием Силуана и на средства благочестивого богатого человека по имени Евгений, которому Корнилий Сотник явился во сне, церковь в скором времени была построена. Ковчег с останками святого был поднят невидимой силой и поставлен с правой стороны алтаря. Поражённые чудом, многие язычники уверовали во Христа. После кончины Силуана епископ Скепсиса Филосторгий поручил иконописцу Енкратию расписать новый храм и написать икону Корнилия Сотника.

 



 
PR-CY.ru