КОРНИЛИЙ СОТНИК - Страница 7

В пространном «Мученичестве» Корнилия Сотника Симеона Метафраста говорится о создании во второй четверти V в. (после 425 г.) по инициативе Филосторгия, епископа Скепсиса, первого изображения святого: он чудесным образом явился иконописцу Енкратию, но сведения об облике святого в тексте не приведены. Сюжетные композиции с изображением Корнилия Сотника иллюстрируют историю его обращения. Одно из ранних на миниатюре в рукописи около середины IX в. Иоанна Дамаскина из Национальной библиотеки в Париже представляет видение Корнилием Сотником ангела в облике «мужа в светлых одеждах» (Деян. 10:3–6). В иллюминированной Библии из Сент-Омер (Франция, 1300–1325 гг.) иллюстрацией к тексту книги «Деяния святых апостолов» (10:47–48) стала сцена крещения Корнилия Сотника (по западному обряду): он в красном платье приближается со склонённой головой к апостолу Петру в облачении епископа; за ним – фигуры ещё двух крещающихся в таких же платьях, один из них в короне. Названные композиции входят в изобразительные циклы, посвящённые истории апостола Петра. Согласно греческому руководству для живописцев – «Ерминии» иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.), – сцену крещения Корнилия Сотника рекомендовано включать в цикл «Чудеса апостола Петра»: «Корнилий с проседью в длинной бороде стоит в воде вместе с пятью человеками; Пётр правую руку держит на голове его. У воды толпятся мужи и жёны». Наиболее ранний пример подобного цикла представлен в росписи придела апостолов Петра и Павла собора Святой Софии Киевской (1046 – 1061/1067 гг.). В алтаре сохранились две композиции: «Апостол Пётр в доме сотника Корнилия» и «Крещение апостолом Петром дочери сотника Корнилия». В первой сцене Корнилий Сотник изображён средовеком с тёмными волосами и короткой бородой, его руки приветственно протянуты навстречу благословляющему его апостолу Петру (оба с нимбами), взгляд больших глаз изумлённый; облачён в плащ с тавлионом. В сцене крещения сохранились лишь две из четырёх фигур наблюдающих за совершением таинства, по мнению исследователей, там было и изображение Корнилия Сотника. В «Минологии Василия II» (первая четверть XI в., Константинополь) «Житие» святого проиллюстрировано миниатюрой из двух сцен: разрушение языческого храма в городе Скепсис и успение Корнилия Сотника. Святой напоминает исследователям обликом Афанасия Великого – в преклонных летах, седовлас, на лбу небольшие залысины, борода длинная, клиновидная; одежды святительские – фелонь и омофор. В первой сцене Корнилий Сотник показан в повороте на три четверти с молитвенно воздетыми, покровенными фелонью руками, на фоне – падающие фигурки богов и разрушающиеся своды языческого храма, под которыми гибнут идолопоклонники.

 



 
PR-CY.ru