КОРНИЛИЙ СОТНИК

КОРНИЛИЙ СОТНИК (I в.) – святой (исповедник или священномученик?) (память 13 сентября; память в Византийской церкви 11, 13 сентября, 20 октября, 9 июня; память в Западной церкви 20 октября). Наиболее ранние сведения о святом содержатся в книге «Деяния святых апостолов» (Деян. 10:1–48), где представлено его неполное имя: родовое имя (nomen) Cornelius, принадлежащее патрицианской римской семье и с I в. до н.э. широко вошедшее в употребление в империи. Он назван в Деян. 10.1 «командующим сотней», что соответствует римской воинской должности «центурион» (сотник). Корнилий Сотник служил во второй Италийской когорте (Cohors II Militaria ltalica Civium Romanorum Voluntariorum – около 69 г. до н.э. – II в. н.э.) – вспомогательной единице римской армии в провинция Сирия, расквартированной в Кесарии Палестинской (Приморской), которая была в то время римской колонией (Caesarea Maritima). В когорте под начальством Корнилия Сотника служили добровольцы из римских граждан (основную массу гарнизона составляли сирийцы, греки и самаряне), её численность в тот период, как полагают исследователи, была около 500 – 600 человек. Однажды, когда Корнилий Сотник по обыкновению совершал молитву в девятом часу (т.е. в третий час дня – время регулярной молитвы для иудеев – ср.: Деян. 3:1), ему явился ангел Божий и велел послать людей в Иоппию (около 50 км от Кесарии) за апостолом Петром для принятия слов спасения; Корнилий Сотник в точности исполнил его повеление (Деян. 10:3–8). Апостол Пётр пришёл к Корнилию Сотнику после полученного от Бога видения – сосуда с нечистыми животными (Деян. 10:9–16). Встретив апостола Петра у порога дома, Корнилий Сотник, несмотря на свой чин, почтительно склонился перед ним до земли. Едва апостол Пётр закончил проповедь, на Корнилия Сотника, его друзей и родственников сошёл Святой Дух (Деян. 10:44–46), и все в доме, получив дар Святого Духа, стали говорить на разных языках (ср.: Деян. 2:4 сл.). Корнилий Сотник и его домочадцы были крещены апостолом Петром (Деян. 10:47, 48). Апостол пробыл в доме несколько дней, при этом он ел со всем семейством Корнилия Сотника за одним столом. Впоследствии апостол Пётр обосновал перед Иерусалимской церковью законность крещения Корнилия Сотника, поскольку некоторые упрекали его за общение с необрезанными (Деян. 11:1–18). Корнилий Сотник постоянно пребывал в молитве и творил много милостыни народу (Деян. 10:2). Его благочестие представлено в контексте иудейской религии: под термином «народ» у евангелиста Луки обычно понимается народ Израилев. Корнилий Сотник также именуется «боящийся Бога» (Деян. 10:2; ср. 13:16), что указывает на язычников, почитавших Бога Израилева и воспринявших какие-либо черты иудаизма, но при этом не ставших прозелитами. В русскоязычной литературе Корнилия Сотника относят к категории так называемых «квазипрозелитов» (или полупрозелитов), т.е. симпатизирующих иудаизму язычников, которые, не выполняя всех обрядов закона, заменяли их делами милосердия. Если бы Корнилий Сотник стал прозелитом и обратился в иудаизм, ему бы пришлось отказаться от должности центуриона, которая предполагала участие в официальном отправлении языческих культов. И хотя Корнилий Сотник, «одобряемый всем народом Иудейским» (Деян. 10:22), был благодетелем еврейской общины и соблюдал отдельные ритуалы, он не был её членом и оставался в глазах евреев язычником; исследователи находят примечательным, что спутники апостола Петра, состоящие из евреев-христиан, были обескуражены тем, что Корнилий Сотник, будучи язычником, удостоился дара Святого Духа (Деян. 10:45).

 



 
PR-CY.ru