КОРНИЛИЙ СОТНИК - Страница 6

В Иерусалимском уставе память Корнилия Сотника тоже отмечается 13 сентября; в этот день соединяются богослужебные последования предпразднств Крестовоздвижения, Обновления храма Воскресения и Корнилия Сотника. В службе есть праздничные элементы – вход и три паремии на вечерне, что связано с праздником Обновления, а не с памятью Корнилия Сотника. Последование Корнилию Сотнику включает минимальный набор песнопений: канон, цикл из трёх стихир-подобнов и седален – в этом виде оно сохранилось в современных греческих изданиях. В русских Типиконах, начиная с первопечатного издания 1610 г. и в русской Минее с издания 1636 г., появляется отпустительный тропарь Корнилию Сотнику четвёртого гласа. В румынских богослужебных книгах конца XVIII – начала XIX вв. назначается иной отпустительный тропарь Корнилию Сотнику, но с первой половины XIX в. он заменяется на тот же, что и в русских изданиях. В случае совпадения 13 сентября с воскресным днём соединяются последования Октоиха, предпразднства Крестовоздвижения и Обновления, а последование Корнилию Сотнику опускается; эти указания содержатся как в Марковых главах иерусалимских Типиконов, так и в новых греческих Типиконах протопсалта Константина и Георгия Виолакиса. Исследователи отмечают, что в русских Типиконах (в храмовых главах) есть указания о совершении службы в храмах, посвящённых Корнилию Сотнику, в воскресный или будний день. Богослужебное последование Корнилию Сотнику, содержащееся в современных богослужебных книгах, включает следующие элементы: отпустительный тропарь четвёртого гласа (только в славянских); канон Иосифа Песнописца плагального первого (т.е. пятого) гласа с акростихом; цикл стихир-подобнов; седален. В рукописях сохранились песнопения Корнилию Сотнику, не вошедшие в современные богослужебные книги. Например, в грузинской Минее X в. под 20 октября помещены две группы стихир-подобнов и канон четвёртого гласа (с грузинским акростихом). Также по рукописям исследователям известен общий канон предпразднству Крестовоздвижения, Корнилию Сотнику и другим святым, составленный Георгием Никомидийским, второго гласа, ирмос (начало: «Креста днесь благодать»).

 



 
PR-CY.ru