КРЕСТ - Страница 9

Различные виды креста составляют неотъемлемую принадлежность православного церковного здания и совершаемого в нём богослужения. Начиная со значительных по размеру креста, венчающих купола храма и иконостас, и заканчивая небольшими крестами на облачениях священнослужителей, даже на закладках литургических книг и т.д., все эти кресты являются знамением победы Христовой над смертью и грехом и служат постоянными напоминаниями о христианской вере приходящих в церковь людей. Крест на теле под одеждой носит каждый христианин – это так называемый нательный крест. Особый крест поверх одежды (рясы) носят священники в знак того, что они должны перед всеми исповедовать распятого Христа. Это так называемый наперсный крест: в настоящее время в русской традиции его получает при рукоположении каждый священник; в других поместных церквах право ношения наперсного креста часто даётся лишь спустя определённое число лет после хиротонии. Помимо обычных восьмиконечных наперсных крестов существуют также наградные кресты различного статуса (см. ст. Награды церковные). Среди крестов, используемых в качестве церковной утвари, исследователи выделяют, прежде всего, напрестольный, или воздвизальный, крест. Он обязательно должен находиться на престоле в алтаре каждого православного храма, свидетельствуя при совершении бескровной жертвы (евхаристии) о том, что Голгофская жертва Христова была принесена на Кресте. Также он постоянно напоминает священнослужителям, что они служат распятому Христу. Согласно богослужебному уставу, епископ или священник должен произносить отпуст каждой Божественной литургии, держа в руках напрестольный крест, на Пасху и на Светлой седмице он и начинает, и заканчивает литургию, а также вечерню, утреню, молебен, чин отпевания с напрестольным крестом в руках (при этом помимо креста он должен держать ещё и свечу или трёхсвечник; на практике за пасхальным богослужением часто используется трёхсвечник, скреплённый с крестом в единую конструкцию). После произнесения отпуста литургии, а также после окончания пасхальных служб священник предлагает прихожанам напрестольный крест для целования. Напрестольные кресты, как правило, используются также и в составе священнодействий изнесения креста и поклонения ему на праздники Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14 сентября), Происхождения Честных Древ (1 августа) и в неделю Крестопоклонную (третье воскресенье Великого поста). Впрочем, в древней традиции Константинополя на эти праздники износился не просто крест как символ, а часть подлинного Древа Креста Господня, но поскольку эти священнодействия стали совершаться повсеместно, а своя частица Честного Древа была далеко не в каждой церкви, её заменил либо просто напрестольный крест, либо специально изготовленный для таких случаев особо украшенный (как правило, росписью) крест. Аналогичным образом части Древа Креста Господня некогда использовали при водоосвящении. Напоминанием об этом служат греческие водосвятные кресты, отличающиеся от напрестольных, во-первых, тем, что они всегда изготавливаются из дерева, а не из металла (и, как правило, украшены тонкой резьбой); во-вторых, тем, что они не лежат на престоле, а устанавливаются вертикально на специальную подставку. В русской традиции специальные водосвятные кресты встречаются редко, и обычно освящение воды совершается с использованием напрестольных крестов. Во время крестных ходов принято нести особый крест на древке – так называемый процессионный, или литийный, крест. С аналогичным кретом совершаются службы, возглавляемые патриархом. Право служения с преднесением креста принадлежит только патриарху, но в исключительных случаях может делегироваться особо отличившимся архиереям в качестве высшей иерархической награды.

 



 
PR-CY.ru