КРЕСТ - Страница 4

Одна из бесед Исаака Сирина называется «О созерцании тайны креста; и какую силу несёт он невидимо в своей видимой форме, и о многих тайнах домостроительства Божия, которые совершались среди древних; и совокупность этого во Христе, Господе нашем; и как совокупность этого несёт в себе всесильный крест». Исаак Сирин подчёркивает, что в кресте нет особой силы, отличной от той вечной и безначальной силы, которая привела в бытие миры и которая управляет всей тварью в соответствии с волей Божьей. В кресте живёт та самая Божественная сила, которая жила в Ковчеге Завета (Исх. 25, 21–22), окружённом столь трепетным почитанием: «Неограниченная сила Божия живёт в кресте, так же как она жила непостижимым образом в том Ковчеге, которому народ поклонялся с великим благоговением и страхом, – жила, совершая в нём чудеса и страшные знамения среди тех, кто не стыдился называть его даже Богом [см.: Числ. 10:35–36], то есть кто смотрел на него в страхе, как бы на Самого Бога, ибо честь досточестного имени Божия была на нём. Не только народ почитал Его под этим именем, но и иные вражеские народы: «Горе нам... Бог тот пришёл к ним в стан!» [1 Цap. 4:7]. Та самая сила, что была в Ковчеге, живёт, как мы веруем, в этом поклоняемом образе креста, который почитается нами в великом сознании присутствия Божия». Что же было в Ковчеге Завета, делавшее его столь страшным и исполненным всевозможных сил и знамений? Ковчег почитали, говорит Исаак Сирин, потому что в нём жила Шехина – невидимое Присутствие Божье: «Не были ли страшные откровения Божии явлены в нём, вызывавшие почитание его? Ибо Шехина Божия жила в нём – та самая, что живёт теперь в кресте: она ушла оттуда и таинственно вселилась в крест». Исаак Сирин подчёркивает, что Божественное Присутствие-Шехина сопутствует кресту всегда – с самого момента его изготовления. Это отражает практику древней церкви, не знавшей специальных молитв на освящение креста: считалось, что крест, как только он изготовлен, становится источником освящения людей и местом Божественного Присутствия. Поэтому «когда мы смотрим на крест во время молитвы или поклоняемся его изображению, которое есть образ того Человека, что был распят на нём, Божественную силу получаем мы через него и помощи, спасения и неизреченных благ в этом мире и в мире грядущем удостаиваемся – и всё это через крест». Исаак Сирин спрашивает, почему деревянному сооружению, построенному руками плотников, воздавалось «поклонение, полное ужаса», несмотря на то что первая заповедь закона Моисея гласит: не поклоняйтесь изделию рук человеческих или какому-либо образу или подобию? (ср.: Исх. 20:4; Лев. 26:1; Втор. 5:8). Потому, отвечает он, что в Ковчеге Завета в отличие от языческих идолов сила Божия была явлена очевидным образом, и потому, что имя Божие было начертано на нём.

 



 
PR-CY.ru