КРЕСТ - Страница 8

Песнопения, посвящённые реликвии Честного Древа Креста, сконцентрированы в чинопоследованиях важнейших праздников в честь Креста, прежде всего, Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14 сентября). Сюда же относятся праздник Происхождения честных древ Честного и Животворящего Креста (1 августа) и Крестопоклонная неделя: в древности в эти дни подлинная часть Животворящего Древа Креста выносилась из хранилища для всенародного поклонения. Многие песнопения в честь Креста принадлежат перу выдающихся церковных песнописцев: Романа Сладскопевца (кондак Крестопоклонной недели), Иоанна Дамаскина (воскресные и крестовоскресные каноны «Октоиха»), Космы Маюмского (канон на Крестовоздвижение, канон Великой пятницы, воскресные и крестовоскресные каноны «Октоиха»), Критского архиепископа Андрея (самогласные стихиры, канон на Крестовоздвижение и его предпразднство), Константинопольского патриарха Германа I (канон на Крестовоздвижение), Феодора Студита (канон Крестопоклонной недели), Киприана (самогласен на Крестовоздвижение), Феофана Начертанного (канон на Происхождение честных древ, 1 августа, самогласен на Крестовоздвижение), Георгия Никомидийского (каноны на предпразднство Крестовоздвижения и на Происхождение честных древ), Иосифа Песнописца (канон на предпразднство Крестовоздвижения (13 сентября), каноны «Октоиха» для среды и пятницы), императора Льва VI Мудрого (крестобогородичны, самогласен на Крестовоздвижение). Песнописцы затрагивают многие темы, связанные с почитанием, символикой и богословским осмыслением Креста. Одной из основных тем является противопоставление райского древа познания добра и зла и Креста: первое принесло в мир смерть, второй – жизнь. Аналогия иногда доходит до того, что распятый Христос сопоставляется с плодами, а события распятия Спасителя образно сравниваются с выращиванием дерева. Другая важная тема – Крест вновь отверзает для человека рай; Крест упраздняет херувима с огненным мечом, поставленного для охраны дерева жизни в раю (Быт. 3:24); теперь церковь – рай, а Крест – дерево жизни. Следующая тема: через страдания Спасителя на Кресте человек вновь получил жизнь и бессмертие. Крест как орудие жестокой казни, смерти и страдания переосмысляется как орудие спасения и жизни. Часто гимнографы в своих песнопениях обращаются к ветхозаветным прообразам Креста, в особенности ими богат канон на Крестовоздвижение Космы Маюмского. Гимнографы воспевают также отдельные благодатные дары, которыми обладает Крест: защищает от нечистых духов, исцеляет телесные и духовные недуги, помогает как в духовной брани, так и в войнах против инославных.

 



 
PR-CY.ru