КРЕСТ - Страница 6

Более того, в византийскую эпоху широко распространилась практика молитвенного обращения ко Кресту Христову. Такие обращения содержатся в богослужебных текстах, посвящённых Кресту, в частности, в текстах Крестопоклонной недели: «Радуйся Живоносный Кресте, Церкве красный раю, древо нетления, прозябшее нам вечныя славы наслаждение... [Радуйся, Живоносный Крест, прекрасный рай Церкви, древо нетления, произрастившее для нас наслаждение вечной славы...]» (Триодь Постная. Неделя Крестопоклонная. Великая вечерня. Стихира на «Господи, воззвах»). В каноне, посвящённом Кресту Христову, говорится: «Явися великий Господень Кресте, покажи ми зрак Божественный красоты твоея ныне..., ибо яко одушевленну тебе, и возглашаю, и облобызаю тя» (Неделя Крестопоклонная. Канон на утрене, песнь 1). Этот и подобные тексты могут навести на мысль о том, что в православной традиции крест воспринимается как живое существо, способное слышать молитвы и отвечать на них. Однако «одушевление» креста, превращение его в живое существо не характерно для богословия отцов церкви. Многовековой опыт почитания Креста и поклонения Кресту, которым обладает православная церковь, отражён в богословской литературе и в богослужебных текстах, он включает и молитву ко Кресту, «яко одушевленну». Согласно богослужебным текстам, Крест Христов является источником исцелений, он прогоняет демонов, через него верующему подаётся благословение Божье. Вместе с тем сила, которая действует через крест, не является какой-то присущей ему автономной силой. Через крест действует сила Божья, энергия Божья. Молитва, адресованная Кресту Христову, восходит к Распятому на нём; сила, исходящая от Креста, исходит от Самого Господа. И причина спасения, проистекающего от Креста, заключается в том, что на нём был распят Спаситель мира, Христос. Православная церковь сохранила древний обычай совершения крестного знамения за богослужением и в домашней молитве. Этот обычай восходит к раннехристианской церкви: Василий Великий свидетельствует о нём как о неотъемлемой части древнего церковного Предания. Верующие осеняют себя крестом на молитве, а также перед началом всякого дела. Благословение священника выражается в том, что священник осеняет подошедшего к нему крестным знамением. Преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя, освящение воды в таинстве крещения и многие другие священнодействия совершаются при помощи крестного знамения. Крест называют Животворящим. Знамение креста, по словам Григория Паламы, «божественно и достопокланяемо, будучи священной и честной печатью, освящающей и совершающей данные от Бога человеческому роду вышеестественные и неизреченные блага, отъемлющей проклятие и осуждение, уничтожающей тление и смерть, доставляющей вечную жизнь и благословение...». Крест, крестное знамение являют силу Божью при совершении церковных таинств и в частных молитвах верующих. По словам Феодора Студита, которые вошли в богослужебный текст, «предлагается крест, и мир радуется пришествию Духа» (Утреня пятка четвёртой седмицы Великого поста. Второй трипеснец, песнь 1, первый тропарь). Крест, прообразом которого был Ковчег Завета, сам является прообразом эсхатологического Царства Христа. Крест как бы соединяет Ветхий Завет с Новым, а Новый Завет – с «будущим веком», когда упразднятся все материальные символы. Домостроительство Христа, начавшееся в ветхозаветные времена и продолжающееся до скончания века, заключено в символе креста.

 



 
PR-CY.ru