КРЕСТ - Страница 3

О значении креста свидетельствуют слова, которыми Кирилл Иерусалимский опровергает мнение докетов, учивших, что страдание Христа на кресте было призрачным (мнимым): «...Если распятие на Кресте мнимость, а от Креста спасение, то и спасение мнимость. Если Крест мнимость, то мнимость и Воскресение. «А если Христос не воскрес, то мы ещё во грехах наших» (1 Кор. 15:17). Если мнимость Крест, то мнимость и Вознесение; а если Вознесение мнимость, то, без сомнения, мнимость и Второе пришествие, и наконец ничего не будет твёрдого. Да будет тебе Крест первым незыблемым основанием, и на нём созидай всё прочее учение веры». Отцы церкви Ириней Лионский, Григоорий Богослов, Иоанн Златоуст и др. проводили параллель между древом познания добра и зла, которое принесло человечеству смерть, и древом креста, которое принесло жизнь: «Через древо поразил дьявол Адама; через Крест преодолел дьявола Христос; то древо низвергло в ад, это же древо и отшедших извлекло оттуда». Крест Христов отверз заключённый рай и ввёл в него благоразумного разбойника (ср.: Лк. 23:42–43), который уверовал в Господа Иисуса Христа на кресте. Господь не вознёс крест на небо, и при Втором пришествии Он явится в преднесении креста. На Страшный Суд Христос принесёт с Собой Свой крест и Свои раны как свидетельства того, что Он действительно Тот, Кто был распят. Почитание креста в православной традиции имеет многовековую богословскую основу. В Посланиях апостола Павла многократно упоминается крест. Проповедь о распятом Спасителе апостол Павел называет «словом о кресте», которое «для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1:18). Апостол Павел говорит о соблазне креста (Гал. 5:1), о гонении за Крест Христов (Гал. 6:12), о врагах Креста Христова (Флп. 3:18). О себе апостол пишет: «...Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14). Иисус Христос, «вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12:2). Христос примирил человека с Богом посредством креста, «убив вражду на нём» (Еф. 2:16; ср.: Кол. 1:20). Бог истребил и пригвоздил ко кресту рукописание грехов человеческих (Кол. 2:14). Всё творение, земное и небесное, примирилось с Богом через Христа, «Кровию креста Его» (Кол. 1:20). Во всех этих высказываниях «крест» является синонимом распятия – крестной смерти Спасителя. Высказывания Кирилла Иерусалимского и Иоанна Златоуста свидетельствуют о том, что почитание Креста Христова было широко распространено в Византии в IV в. Вместе с тем и за пределами Византийской империи, в частности, у христиан Сирии, крест был объектом почитания и религиозного поклонения.

 



 
PR-CY.ru