КИЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 5

Интересное, по мнению исследователей, свидетельство о пастырской деятельности сохранилось в летописном некрологе митрополита Иоанна II (1089 г.): «Мужь хитр книгам и ученью... книгами святыми утешая печальныя». Хиротонии священников, диаконов и поставление настоятелей монастырей в митрополичьей области были прерогативой митрополита. Когда в середине XII в. кафедры лишился митрополит Климент Смолятич, занимавший её без благословения Константинопольского патриарха, были отменены все его «ставления», духовных лиц вторично посвящали в сан, и они должны были давать «рукописание» с осуждением Климента. При назначении настоятелей монастырей митрополит должен был считаться с желаниями их княжеских патронов. Главные киевские монастыри в XII в. были под патронатом отдельных ветвей княжеского рода, в них находились родовые усыпальницы. Однако митрополит обладал над настоятелями реальной властью. После убийства в Киеве князя Игоря (Георгия) Ольговича митрополит послал для совершения похорон «игумена Онанью святого Федора». Когда печерский игумен Поликарп не последовал указаниям митрополита относительно поста по средам и пятницам в «Господские праздники», митрополит, по свидетельству «Лаврентьевской летописи», его «запретил», хотя Поликарп был весьма влиятельным лицом, близким к Киевскому князю Ростиславу Мстиславичу. Высшие духовные лица во главе с митрополитом в летописных текстах обозначаются формулой «митрополит и вси игумени». Обычно такая формула употребляется при описании торжественной встречи князя, а также при характеристике иных ситуаций. Так, «митрополит и игумени» добились в 1101 г. от Киевского князя Святополка Изяславича помилования князя Ярослава Ярополчича и приняли его присягу у гробниц святых Бориса и Глеба. В середине XII в. они выступили против выдачи князя Ивана Берладника его двоюродному брату Галицкому князю Ярославу Владимировичу, и их требование было удовлетворено. Для митрополичьей кафедры в XI–XII вв. (как и для других епископств) главным источником содержания была десятина от разных видов княжеских доходов (так же снабжались, по мнению исследователей, первоначально храмы и первые монастыри). Даже скупые летописные свидетельства показывают, что в XII в. церковные учреждения на территории митрополичьей области становились землевладельцами. Так, сохранились сведения о крупных вкладах князя Ярополка Изяславича и его дочери в Киево-Печерский монастырь (см. ст. Киево-Печерская лавра): дочь, скончавшаяся в 1158 г., дала вкладом по завещанию «5 сел и с челядью». В рассказах о войне с половцами в начале 1170 гг. упоминаются град Полонный (Полоное) и «волости», принадлежавшие Десятинной церкви Киева; в XII в., по мнению исследователей, появились земельные владения и у митрополичьей кафедры, но никакими сведениями на этот счёт исследователи не располагают. Формирование особой митрополичьей области завершилось не позднее 1070–1080 гг., когда сложилась основная сеть епископств (епархии XII в. выделялись из состава уже существовавших диоцезов). Костяк епархиальной структуры Киевской митрополии должен был сформироваться в течение полувека после Крещения Руси. Поскольку кафедры основывались в таких удалённых от Киева центрах, как Новгород, Полоцк, Владимир-Волынский и Ростов, это свидетельствует, что первые епископии открывались с целью обеспечить архиерейское окормление более или менее равномерно всем областям огромной державы.

 



 
PR-CY.ru