КЁЛЬН - Страница 29

Фрагменты фресок, написанных в этом стиле, сохранились в куполе и баптистерии церкви святого Гереона (1240–1250 гг.), на своде церкви Пресвятой Девы Марии в Лискирхене (1250 гг.), в криптах церквей святого Гереона (1250 гг.) и великомученика Пантелеимона (1260–1275 гг.). Основной чертой этого стиля исследователи называют динамичность, использование острой, нервной линии. Графичность «зубчатого» стиля преодолевает массивность конструкций, одухотворяет романские формы и придаёт им внутреннюю динамику. Самые ранние фрески «зубчатого стиля» находятся в баптистерии церкви святого Гереона (1240 гг.): композиция «Страшный Суд» и стоящие фигуры святых. Плохо сохранившиеся росписи в крипте церкви великомученика Пантелеимона представляют особую ценность из-за отсутствия поновлений; верхнего слоя живописи почти нет, но подготовительный рисунок виден отчётливо. В четырёх арках, расположенных по две с каждой стороны от алтарной ниши, изображены (с юга на север): «Благовещение», «Рождество Христово», «Поклонение волхвов» и «Успение Пресвятой Богородицы». Композиционные схемы близки к фрескам церкви Пресвятой Девы Марии в Лискирхене. В обширной крипте церкви святого Гереона, сооружение которой было завершено к XII в., есть фрагменты не только фресок, но и напольных мозаик с историей Самсона и царя Давида, а также большой каменный саркофаг святого. Самым поздним сохранившимся памятником кёльнского «зубчатого» стиля считается фреска «Распятие» в церкви святого Куниберта (1270 гг.). К числу готических скульптурных памятников исследователи относят Распятие (1304 г.) в северной апсиде церкви Пресвятой Девы Марии на Капитолии, которое носит название «Чумной Крест». Иконографический тип Христа характерен для XIV в., крест представлен в виде «Древа жизни». В Распятии отражены драматизм и экспрессия, свойственные немецкой готике (следы терзаний и предсмертной агонии в трактовке тела Христа). В эпоху поздней готики (конец XIV – XVI вв.) перестроили западную башню и центральный неф церкви святого Северина. В последующие века церкви Кёльна неоднократно перестраивались как в позднеготическом стиле, так и в стилях барокко и классицизма, сооружались пристройки. Например, к церкви святой Урсулы для хранения реликвий святой и её спутниц была пристроена «Золотая комната» (1643–1664 гг.). В 1804 г., после закрытия доминиканского монастыря, в церкви святого Андрея были перенесены мощи святого Альберта Великого и золотой реликварий с мощами семи мучеников Маккавеев. В 1950 гг. саркофаг Альберта Великого был перенесён в крипту церкви, где и находится до настоящего времени. При реставрационных работах XIX в., когда большинству церквей Кёльна был возвращён романский облик (например, в 1890–1892 гг. церкви великомученика Пантелеимона), достройки позднейших эпох, как правило, разрушали. В конце XIX в. была отреставрирована церковь святых Апостолов. Во время бомбардировок Второй мировой войны, за редкими исключениями (кафедральный собор, церковь святого Андрея, церковь Пресвятой Девы Марии в Лискирхене), храмы Кёльна были разрушены. Во второй половине XX в. их снова отреставрировали, предпочтение также было отдано романскому стилю, однако при церкви святой Урсулы были восстановлены готический хор и «Золотая комната».



 
PR-CY.ru