КЁЛЬН - Страница 21

Во второй половине XI в. Византию посетил Кёльнский архиепископ Анно II. При нём в Кёльне процветала школа миниатюристов, создававших иллюминированные кодексы с миниатюрами в византийском стиле. В Кёльне были изготовлены драгоценные кресты (cruces gemmatae), например, равноконечный, с отделкой крупными драгоценными камнями, в том числе античными камеями и геммами, золотой сканью для городского собора в Оснабрюке (1070 г.), с реликвиями, вложенными в кристалл горного хрусталя в центре креста и в подвесках на перекрестье, для церкви святого Северина в Кёльне (вторая половина XI в., церковь святого Северина, Кёльн). Исследователи отмечают, что эмальеры Кёльна подражали искусству византийской эмали: тонкостью рисунка и колористических сочетаний отличается пластина с образом святого Северина (конец XI в., художественный музей «Колумба» Кёльнского архиепископства, Кёльн), единственная сохранившаяся деталь драгоценной раки святого, созданной по воле архиепископа Германа III Хохштадена (1089–1099 гг.) и переплавленной в 1795–1798 гг. Византийские произведения служили образцами для кёльнских художников XIII в.: резная композиция «Успение Пресвятой Богородицы» на пластине слоновой кости (конец X в., Музей Шнютгена, Кёльн) стала прототипом фрески в капелле Пресвятой Богородицы собора Кёльна (около 1260 г.). Торговые и церковно-политические связи с православным Востоком в X–XII вв. благоприятствовали появлению в Кёльне византийской художественной продукции. Константинопольские ткани были использованы при погребении архиепископа Гериберта в Дойце (датируются временем правления императора Василия II Богларобойцы (около 976 – 1025 гг.), художественный музей «Колумба» Кёльнского архиепископства, Кёльн); золотые, с эмалевыми узорами обкладки на восьмиконечный крест – часть Честного Креста, который был подарен византийским императором архиепископу Анно II (вторая половина XI в., с 1958 г. – в составе реликвария-киота работы Э. Тресков, cокровищница собора). Из Константинополя был привезён выносной крест с архитектурным основанием и трёхлопастными окончаниями на ветвях (XI–XII вв., Музей Шнютгена, Кёльн). Некоторые произведения создавались именно для храмов Кёльна: для церкви святого Гереона, освящённой после перестройки в 1069 г., в Константинополе была написана Псалтирь малого формата (1077–1078 гг.), на что указывает помимо надписи миниатюра с образом святого воина Гереона. Многие византийские изделия и реликвии попали в Кёльн после взятия Константинополя крестоносцами в 1204 г. Около 1240 г. был смонтирован реликварий с частицей Древа Креста (до 1817 г. принадлежал церкви Девы Марии на Ступенях (Санкт-Мария-ад-Градус), располагавшейся рядом с хором собора; с 1837 г. – в сокровищнице собора, Кёльн). Реликварий украшают фигуры и орнаменты середины – второй половины XII в. с византийской ставротеки константинопольской работы: на внутренних сторонах створок изображены предстоящие в молении император Константин I Великий и его мать императрица равноапостольная Елена в царских облачениях (далматике и лоре, в коронах), а также створки украшены крестообразными, заключёнными в круги узорами. Киот украшен крупными цветными камнями, жемчугом; чеканные, объёмные фигуры четырёх ангелов с кадилами расположены по сторонам частицы Древа; графичные изображения (Спаситель на троне в окружении символов евангелистов) выполнены в технике «золотой наводки» (Braunfirnis).

 



 
PR-CY.ru