КЁЛЬН - Страница 24

Исследователи отмечают, что с конца XIV в. – начала XV в. для храмов Кёльна местными живописцами был создан ряд алтарей, их работа отмечена высочайшим мастерством, сложившимся под влиянием произведений из Франции, Фландрии, Бургундии. Позднеготические образы, написанные на золотых фонах, натуралистичны, художественная манера обозначается по названиям лучших произведений. Женские образы наделялись лиричностью, например, как у Мастера святой Вероники, – алтарный образ «Святая Вероника с платом» (около 1420 г.; Старая Пинакотека, Мюнхен), а также эмоциональностью, трагизмом. В творчестве этих мастеров был популярен иконографический тип Пресвятой Девы Марии «Hortus conclusus»: Богородица держит в руках цветущие растения, как в центральной части триптиха «Мадонна с цветком сладкого горошка», написанного Мастером святой Вероники для церкви святого Северина в Кёльне (около 1420 г.), или в окружении ангелов пребывает в цветущем райском саду, как на небольшой картине «Мадонна в райском саду» неизвестного мастера, созданной для церкви святого Лаврентия в Кёльне (оба в Музее Вальраф-Рихарц, Кёльн). Исследователи отмечают, что традиционные готические приёмы (золотой фон, нимбы с тиснёными надписями, изящные пропорции, тонкий рисунок) сочетаются с нежной цветовой гаммой, мягкостью и плавностью письма, натурализмом в изображении предметов и растений. Одним из лучших мастеров Кёльна в период «пламенеющей» готики (середина XV в.) стал Штефан Лохнер, писавший малые образы и большие алтари. Для церкви городской ратуши предназначался алтарь Покровителей города (около 1442 г., с 1810 г. благодаря усилиям каноника Фердинанда Франца Вальрафа (1748–1824 гг.), собирателя, учёного, ректора университета, перенесён в собор, находится на восточной стене северного нефа, в часовне Пресвятой Девы Марии). Сюжеты и персонажи связаны с сакральной топографией Кёльна: в центре – «Поклонение волхвов», на левой створке святая Урсула и святой Этерий, сын английского короля, чьи мощи также почитались в городе, на правой – воины Фиванского легиона во главе со святым Гереоном. На золотом фоне фигуры святых написаны пластично и достоверно, в роскошных одеждах с шитьём и мехами. Подобно фламандским мастерам братьям ван Эйк, Штефан Лохнер был увлечён воспроизведением предметов, отражающих свет или отражений: золотых корон, украшений святых дев (например, фибула-застёжка на синем плаще Богоматери, где драгоценные камни и жемчуг окружают миниатюрный рельеф-эмаль с изображением дамы с единорогом), оконного переплёта (в металлических поножах одного из юных воинов), перламутрового в золотой оправе двойного кубка в руках среднего из волхвов. Любование предметами земного мира не отменяет средневековой условности пространства – в «Поклонении Младенцу Христу» (1440 гг., Старая Пинакотека, Мюнхен), в «Мадонне в беседке из роз» (1440–1442 гг., Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). Придавая лиричность Богородичным ликам, Штефан Лохнер повторяет манеру изображения Мастера святой Вероники. В его алтаре «Страшный Суд» (1435 г., для церкви святого Лаврентия в Кёльне, ныне центральная часть в Музее Вальраф-Рихарц, Кёльн) предугадывается фантазийность работ Иеронима Босха.

 



 
PR-CY.ru